X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

«Механик» работал для Курчатова

Тюменский станкостроительный завод, именовавшийся в годы Великой Отечественной заводом N 762 Наркомата минометного вооружения СССР, выпускал не только мины и ротные минометы калибра 82 мм.

Особое место в истории одного из старейших предприятий Тюмени занимает выполнение задания особой государственной важности. Оно напрямую связано с деятельностью лаборатории N 2, которую возглавлял выдающийся физик академик Игорь Курчатов.

В апреле 1943 года коллектив Курчатова, созданный на базе группы ученых Ленинградского физико-технического института, эвакуированных в Казань, получил приказ Сталина: «изыскать возможность создания урановой бомбы и уранового топлива». Для этой цели и была создана в составе Академии наук номерная лаборатория. В ее состав вошли одиннадцать гражданских ученыхфизиков и лейтенант-артиллерист Георгий Флеров. Этот офицер первым изложил в письме на имя Верховного Главнокомандующего возможность создания бомбы огромной мощности. Его срочно отозвали с фронта…

В апреле 1944 года лаборатория N 2 разместилась в районе Покровское-Стрешнево на окраине Москвы.

Ради интересов этого уникального учреждения начали работать предприятия столицы и Урала. В число заводов, получивших срочный правительственный заказ, вошел и тюменский «Механик».

7 декабря 1944 года нарком минометного вооружения Петр Паршин издал приказ N 433-cc. Он гласил: «Во исполнение постановления Правительства от 3 декабря 1944 г. «О неотложных мерах по обеспечению работ, проводимых лабораторией N 2 АН СССР» директору завода 762 Клюеву произвести в декабре 1944-го и январе 1945 года внеочередную поставку НКВД СССР и лаборатории N 2 материалов для строительства лаборатории и оборудования…» Этот документ и поныне хранится в фондах Государственного архива Тюменской области.

Задание для тюменцев являлось настолько важным, что отчет о его выполнении надлежало направлять дважды в месяц Лаврентию Берия.

Работа над заказом для неведомой рабочим «Механика» лаборатории шла круглосуточно. Отдел технического контроля отвечал за качество продукции, буквально своей головой…

В январе 1945 года два фуговальных станка высшего качества уже ждали заказчика. Любопытно, что за готовой продукцией в Тюмень прибыл генерал-майор инженерно-технической службы Павел Зернов (1905-1974), в будущем один из руководителей знаменитого суперзакрытого «Арзамаса-16». В последние месяцы Великой Отечественной войны Павел Михайлович еще не имел ни двух золотых звезд, ни двух орденов Кутузова. Зато имел полномочия от самого Курчатова.

Станки тюменской пробы предъявлял заказчику сам директор «Механика» Леонид Клюев. Приемка прошла успешно. Литерный состав под надежной охраной увез оборудование в столицу.

16 сентября 1945 года за образцовое выполнение задания Клюев получил орден «Знак Почета», а непосредственным исполнителям – рабочим – вручили премии.

Станкостроители Тюмени выполнили еще ряд заказов будущего Института атомной энергии.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта