Деньги вложены, а квартир нет
Более ста обманутых дольщиков вышли 1 ноября на митинг у здания правительства Тюменской области, чтобы обратить внимание городских и областных властей на свою проблему.
А также попытаться получить ответ на вопрос: когда они смогут получить свои квартиры?
Термина «обманутые дольщики» вы не найдете ни в одном словаре, нет четкой формулировки ни в уголовном кодексе, ни даже в законе N 214-ФЗ об участии в долевом строительстве. Между тем, по оценкам российских парламентариев, число пострадавших на сегодняшний день составляет 61 тыс. семей. По всей России насчитывается 723 проблемных объекта. Обманутыми себя чувствуют как частные инвесторы, ставшие жертвами мошенничества, так и те, дома которых стали по какой-то причине долгостроем. В данном случае, на площадь вышли люди, доверившие свои инвестиции строительной компании, которая прекратила свое существование, так и не сдав в эксплуатацию строящиеся объекты.
Сколько всего в нашем городе обманутых дольщиков, никто не считал. Но только в домах, строительством которых занималась фирма «ТюменьЛукойлСтрой», их насчитывается более двухсот. Всего у «ТюменьЛукойлСтроя» пять недостроенных домов: два в районе МЖК, по одному на улице Магаданской и в створе улиц Смоленской – Грибоедова – Кузнецова, а также – самый проблемный – в микрорайоне «Тюменский» (первый корпус которого на нулевом цикле, а второй уже много лет не может подняться выше первого этажа).
До недавнего времени дольщики искали правду каждый своим путем. Кто-то, наняв адвокатов, ходил по судам, другие обивали пороги властных структур. При областной Думе даже создана рабочая группа во главе с депутатом Андреем Артюховым. Проблему обещал взять на контроль начальник главного управления строительства Евгений Мискевич.
Впервые пострадавшие вышли на митинг в июле. Александр Рясный, возглавивший инициативную группу обманутых дольщиков (он ждет своей квартиры с 2001 года), говорит, что тогда власти пообещали найти инвестора, который достроит их дома. На том и разошлись. А уже в октябре выяснилось, что никто достраивать эти дома не собирается. Дольщикам предложили создать ТСЖ, собрать недостающие для окончания строительства деньги и на них «довести дома до ума». «По сути, нам предложили дважды заплатить за свои квартиры», – резонно заключает Александр Рясный.
Что же случилось с «ТюменьЛукойлСтроем»? Неофициальные источники утверждают (и официальные этого не отрицают), что фирма по-прежнему работает, только под другим названием. Но вот выяснить ее новые координаты никак не удается.
На встречу с митингующими 1 ноября вышел… председатель областного комитета по делам национальностей Тюменской области Евгений Воробьев. Он заверил, что проблема находится под контролем областной власти, и что виновные в мытарствах обманутых сотен несостоявшихся новоселов не уйдут от ответственности. Сказал, что уже 6 ноября он будет встречаться с директором фирмы. Правда, назвать имя директора или хотя бы новое название фирмы отказался.
Воробьев предложил митингующим собрать необходимые документы и направить их в суд, чтобы затем, через судебных приставов, добиться возврата своих денег или квартир. Но только вызвал бурю возмущения пострадавших. Так, Таисия Кораблева сказала, что у многих дольщиков, в том числе у нее, все решения суда давно на руках, да только воз и ныне там.
Как выяснилось, жертвами недобросовестных застройщиков стали не только частные инвесторы, но и участники целевой областной программы переселения северян в регионы с более благоприятными климатическими условиями. Деньги на приобретение жилья в областном центре для них были выделены из бюджетов автономных округов.
Галина Землякова рассказывает, что ее мать – Анна Ильинична Гоголева, ветеран труда, всю жизнь прожила в поселке Березово. Три года назад по программе переселения она заключила договор с областным фондом жилищного строительства и уже третий год мыкается в ожидании сдачи дома.
– Сумма на приобретение квартиры была выделена небольшая – 750 тысяч рублей, к тому же нам дали всего неделю на поиск подходящего жилья. Выбор предоставили небогатый, мы бегали по городу, как ужаленные, смотрели предложенные объекты, но ни один из них не подходил под условия программы: то документы не так оформлены, то не подходят квадратные метры. Самым оптимальным вариантом оказался дом, который строила компания «ТюменьЛукойлСтрой». Юристы областного фонда жилищного строительства две недели проверяли документы и пришли к выводу, что у этой фирмы все в порядке, в полном соответствии с требованиями программы…
Строительной фирме, в названии которой фигурирует хорошо известная северянам аббревиатура, свои средства доверили и жительница поселка Усть-Юган Евдокия Кызынгашева, и десятки других жителей Югры и Ямала. Никого из них в областном фонде не предупредили о том, что предлагаемые им дома являются долгостроем (к примеру, строительство дома по ул. Широтная, 112, ведется с 1998 года, но агентства недвижимости квартиры в нем перепродают неоднократно). А вскоре выяснилось, что у строительной фирмы проблемы. А затем и сама она прекратила существование…
Дольщики, обнадеженные заявлениями в прессе о готовящихся в Государственной Думе дополнениях в закон N 214-ФЗ об участии в долевом строительстве (по которым региональные власти, допустившие беспорядки на рынке жилья, будут обязаны выкупать и достраивать проблемные объекты, передавая их затем пострадавшим дольщикам), требуют от областных структур принять конкретные меры уже сейчас.
Но, как заявил на встрече с дольщиками Евгений Воробьев, цена вопроса в данном конкретном случае – 300 млн. рублей, а такой статьи расходов в областном бюджете не предусмотрено.
***
фото: участники митинга обманутых дольщиков