За конкуренцию по совести
Порой предприниматель настолько увлечен продвижением своей продукции на рынок, что забывает о требованиях Федерального закона «О защите конкуренции» и пренебрегает понятием «недобросовестная конкуренция».
Данное понятие закреплено в законе. Недобросовестная конкуренция – это действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ, противоречащие обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и причиняющие убытки конкурентам, вред их деловой репутации.
Итак, закон запрещает компаниям конкурировать недобросовестно. Практика антимонопольных органов показывает, что наиболее массовыми нарушениями являются обман потребителей, введение их в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров. Также часто расследуются дела, где присутствуют дискредитация конкурента путем распространения ложных, неточных или искаженных сведений, и несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности.
Так, в УФАС по Тюменской области рассматривалось дело по заявлению правообладателя товарного знака «Село Луговое». Компания обнаружила незаконное использование своего знака на упаковках молочной продукции, реализуемой на территории Тюменской области. Сходство указанного обозначения с зарегистрированным товарным знаком было подтверждено справкой из Роспатента. По результатам рассмотрения дела было принято решение о признании в действиях лица, использующего обозначение «Село Луговое», незаконного использования средства индивидуализации продукции. Недобросовестному конкуренту было выдано предписание об устранении нарушения. Акты управления были обжалованы в суд, однако безуспешно. Предписание антимонопольного органа было исполнено и молочная продукция с обозначением «Село Луговое» выведена из оборота.
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, за действия, выразившиеся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 20 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до трех лет. Юридическому лицу грозит штраф от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), но не менее 100 тысяч рублей.
Стоит отметить, что среди нарушителей часто оказываются издатели печатных СМИ. Эти участники рынка весьма активно борются за рекламодателей. Чтобы заполучить как можно больше клиентов, они завышают тираж своего издания или говорят о нем как о самом многотиражном, тем самым нарушая положение п.1 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции»: «о запрете на распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации».
За текущий год в Тюменском УФАС России рассматривалось два подобных дела. В обоих случаях дела возбуждались по заявлению издания-конкурента, и издание-ответчик было признано нарушившим законодательство.
В первом случае в антимонопольную службу обратился издатель журнала «Выбирай: соблазны большого города». Он обжаловал действия издателя журнала «Инсайдер», который, без указания специализации своего СМИ, публиковал на его обложке информацию с содержанием: «Самый многотиражный городской журнал». Такими действиями издательство вводило в заблуждение потенциальных рекламодателей. Также оно могло нанести ущерб деловой репутации издателей рекламных журналов, которые действительно имеют больший тираж, чем у «Инсайдера».
Второе дело было возбуждено по факту указания завышенного тиража, не соответствующего действительности, газетой «Гостиный двор». В ходе расследования сотрудники антимонопольной службы выявили, что тираж СМИ на самом деле был завышен.
Оба ответчика за недобросовестную конкуренцию понесут административную ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях за данное нарушение предусматривает штраф для юридических лиц в размере от 100 до 500 тысяч рублей, для должностных физических лиц – от 15 до 25 тысяч рублей.
Отметим, что факт ограничения добросовестной конкуренции антимонопольный орган может выявить и рассматривать только по жалобам заинтересованных лиц. Поэтому искоренить недобросовестность поможет только бдительность самих участников рынка.
Порядок обращения в антимонопольный орган установлен законом о защите конкуренции. Основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства является заявление, которое подается в антимонопольный орган в письменной форме.
Управление Федеральной антимонопольной службы