Новый мир построим
За пятнадцать лет существования «Тюменского курьера» значительно изменился окружающий пейзаж. Культурный, в том числе.
По-новому выглядят здания театра кукол, филармонии, дворца «Пионер». Идет реконструкция театра «Ангажемент», академии искусств и культуры, высшего колледжа искусств, ДК «Нефтяник», областной научной библиотеки. Театр драмы скоро перестанет быть соседом редакции, переедет в новый дом. Завершается строительство здания областного музея.
Воплощена мечта бывшего мэра Степана Киричука: новый цирк.
«Курьер» держит своих читателей в курсе перемен, и не только внешних, но и внутренних.
Культурные учреждения несколько раз сменили статус. Всех статусов не упомню: ано, анук, амук, гау…Да важно ли, как переименовывают. Хоть горшком назови, только в печь не сажай.
Памятуя поговорку, руководители ануков-амуков послушно подставляют головы под стрижку «горшком» и надеются избежать печей.
Однако не всем удается избежать. Закрыли музей геологии, нефти и газа в ДК «Геолог». (Да и сам ДК «Геолог»). Экспозицию демонтировали впопыхах, коллекции сгрузили в новом здании областного музея. Пусть полежат до лучших времен. А когда наступят лучшие времена? И для кого они будут лучшими?
Слили краеведческий музей с музеем изобразительных искусств. Слили колледж искусств с академией искусств и культуры.
В печку! Или, как теперь говорят образованные Интернетом люди, в топку.
Учреждения культуры должны эффективно и эффектно обслуживать население. Для этого надо их оптимизировать, модернизировать и дезодорировать.
Шевелись, художник. Не зевай, искусствовед. Актер, поддай жару. Режиссер, сделай нам красиво. Музыкант, шибче наяривай, а ты, певец, голоса не жалей. Танцуют все.
У стороннего наблюдателя – а я сторонний наблюдатель – крепнет ощущение бреда. Ладно бы в искусство как в чужой дом ворвалась шпана и командовала, кому налево, кому направо, кому у стеночки стоять, кому вытряхивать карманы. Это кошмар, но это уже было, осталось в прошлом. Теперь же команды раздает не шпана, а менеджеры с дипломами, одетые по последней чиновничьей моде, аккуратно причесанные и выбритые. Бойко сыплют англицизмами, не выучив, правда, родного языка.
… Читаю, слушаю, что говорят о культурной политике, о чем корреспонденты и общественные деятели спрашивают культурных начальников и что начальники отвечают. Не пренебрегаю сплетнями. А толку-то: все новое как старое.
Эстеты источили запас яда, ругая новую архитектуру: кухаркины представления о графстве, дурновкусие, помпадурщина. Все сказали? Теперь оцените масштаб строительства!
Театралы недоумевают: как играть без «черного кабинета»? К чертям черный кабинет, белые стены красивше.
Музейщики ропщут: не хватит площадей для экспозиций, и вообще, зачем уничтожают музеи… Отсталые, дремучие люди.
Так что же меняется в окружающем пейзаже?
Сосредоточусь на театре. Анонимный комментатор моего текста о переносе фестиваля «Золотой конек» на весну и о том, что откладывается открытие сезона в драмтеатре, предложил разработать две версии.
Первая: «Как говорят сотрудники театра, в новом здании работы еще хватит не на один месяц. Сейчас рабочие быстро благоустраивают территорию, чтобы успеть до холодов, а потом начнут делать внутри».
Вторая: «Ходит слух, что г-н Коревицкий дорабатывает в качестве директора последние месяцы, так как в этом году ему стукнет 60 лет и контракт заканчивается в марте. А дальше пенсия…».
Аноним – подписался Лидией Смирновой, но это не обязательно Лидия Смирнова – заключил: «Вообще, в этом году театр успешно провалил юбилейный сезон, грустно прославившись не только в городе, но и на всю страну. Очень странно, что, с одной стороны, театр строит грандиозные планы, а с другой, его нормально никто не информирует о том, возможны ли эти планы. А в общем, чего странного: в соляных складах театр был хозяином, а в пошлом новоделе он будет гостем».
Вот какие новости, оказывается. Причем «Лидия Смирнова» не одинока в предположениях, ее слова отчасти подтвердили другие люди, с известными мне именами. Только неофициально.
Боятся. Как будто худшее еще впереди.