Сезон окончен. Поиск продолжается
Мероприятия обычно называются скучно. Например, «Современные подходы в реализации приоритетных направлений…» и так далее.
Хорошо, если знаешь, что скрывается за этим – многолетняя и благородная работа по возвращению имен без вести пропавших солдат Великой Отечественной войны, поисковые экспедиции по местам былых сражений, предание земле останков тех, кому наша страна давным-давно поклялась, что «никто не забыт, ничто не забыто»…
Правда, поклясться оказалось проще, чем сделать. Тюменское поисковое движение, выросшее из отряда «Савояр», уже двадцать лет посылает молодежные, практически – детские, группы то в болота Мясного Бора, где сгорела в окружении 2-я ударная армия, то в тверские леса и подо Ржев, где пропала, растворилась среди миллиона с лишним убитых 246-я стрелковая дивизия, в которой так же было немало призывников из тюменских деревень – последний предвоенный призыв в РККА. А поиску не видно конца.
В отчете совету командиров поисковых отрядов (вот что, на самом деле скрывалось за словами – семинар «Современные подходы в…») содержатся серьезные цифры. 208 поисковиков, работавшие в этом году в четырех территориях Новгородской и Тверской областей, подняли из болот и старых окопов останки 747 солдат и офицеров Красной армии, нашли 39 смертных медальонов, половина из которых прочитана или находится на экспертизе. Кроме того, ведется серьезная работа и здесь, в Тюменской области. Мемориальные команды следят за ветеранскими и воинскими захоронениями, помогают ветеранам войны и ветеранам труда. Провели акцию «Тепло родного дома» и отправили 177 посылок нашим призывникам в воинские части…
Об этой практике шел разговор на семинаре, который мне все время хочется назвать советом командиров. Наверное, потому, что в этих словах сохранился романтический благородный отзвук макаренковского движения и тимуровского тоже.
И все-таки – несколько критических слов. В последние годы министерство обороны несколько раз заявляло, что мальчики и девочки не станут больше ездить по местам старых сражений, не станут рыться в земле, отыскивая среди ржавого железа останки тех, кто ушел защищать родину и вот уже седьмой десяток лет как бы ждет, пока о нем вспомнят. Несколько раз заявлялось, что за дело возьмется армия, по-прежнему могучая и легендарная, вооруженная техникой. И каждый раз все возвращалось. Я думаю, что армия для этого дела пока не готова. Очевидно, для этой тяжелой и физически, и нравственно работы необходимо, кроме техники и крепких мускулов, что-то еще. Что-то глубоко внутри, там, где бьется сердце и напрягается мозг.
Впрочем, участники семинарасовета не согласятся с моими словами о «нравственной тяжести». Замечательно сказал Дмитрий Угриновский, офицер-воспитатель кадетского корпуса из Урая, руководитель поискового отряда «Патриот»: «Поднимая из земли погибших, мы поднимаем морально наших ребят».
Николай Демин преподает основы безопасности жизни в небольшой, всего-то 68 учеников, школе села Хохлово Ялуторовского района. Но и там есть поисковый отряд «Салют победы». Тоболяки ездили туда, где шла Сталинградская битвы, для них не пустой звук слова – Аджимушкайские каменоломни, это Крым, они видели Тверь и Мясной Бор. Отряд тюменского лицея N 34 восстанавливает историю сформированной на территории нашей области 384-й дивизии, которая сражалась в районе Рамушевского коридора под Старой Руссой. Интересная деталь – семь спонсоров поддерживают работу этого отряда. Значит, сделанное важно не только для школьников и их учителей.
Полевой сезон завершен. Продолжается работа – в архивах, с документами, подготовка экспозиций для музеев. Артур Ольховский хотел бы добиться переиздания книги «Память» – единственный экземпляр «еле жив». Ребята мечтают о создании полноценного музея «Отечественная война», где можно собрать экспонаты, привезенные из экспедиций, документы, где можно представить и саму историю поискового движения. Всетаки двадцать лет…
***
фото: Дмитрий Угриновский;трехтомник книги «Запрещенные солдаты» от редакции нашей газеты