Автобус как средство… предупреждения
Более ста нарушений выявили инспектора ГИБДД за три дня оперативно-профилактической акции «Автобус».
В среду у патрулей ГИБДД был обычный день, такой же, как и два предыдущих. Ранний подъем, выезд на линию, на конечные остановочные пункты автобусных маршрутов. На этот раз патрульный экипаж в составе майора Тимура Абдразакова и старшего лейтенанта Андрея Романова отправился на остановку «единички» в поселке Энтузиастов.
9.55. В «карман» для отстоя заезжает автобус-«частник». Ни водитель, ни контролер особого внимания на припаркованную патрульную машину не обращают. Высадив пассажиров, они собираются перекусить (на линии, как выяснилось, работают с половины седьмого утра).
Кстати, на конечной остановке для отдыха автобусных экипажей не предусмотрено ничего. «Удобства» представляют из себя развалившейся сарай с плохо закрывающейся дверцей, даже издалека на него смотреть страшно, а заглянуть внутрь мы даже и не решились. К слову сказать, все встреченные нами за два часа работы водители как один просили: «Вы напишите про туалет. Это же просто позор!».
Поесть уставшим людям, которые завтракали, если завтракали вообще, часов пять назад, тоже негде и ничем. Спасают только припасы из дома или обеды, которые принесут какие-нибудь сердобольные (но не бесплатные) кормилицы, живущие рядом: обед приготовят, в термосах кипяток принесут. Это единственная «человеческая» пища, которую можно съесть поблизости. В столовой, располагающейся за несколько кварталов, водители говорят, есть невозможно, «только травиться».
Значит, все разговоры о благоустройстве конечных пунктов, которые звучат на комиссиях несколько лет подряд, так и остались разговорами. За человеческое отношение к пассажирам с водителей автобусов спрашивают, а вот за человеческое отношение к ним самим, похоже, никто не отвечает.
«Инспектор ГИБДД, майор Абдразаков», – представился водителю наш «гид». Началась тщательная проверка документов. У Андрея Савельева все оказалось в порядке. Техосмотр перед выездом на линию пройден, штамп о медосмотре стоит. Водитель работает со сменщиком, по живой очереди, без графика. (А как же автоматическая диспетчерская система управления, которой, заверяли, оборудованы все автобусы? Зачем ее внедряли, если она не работоспособна в «пробках»?)
Инспектор проверил габариты, дворники на носовой части, нижние и верхние технические приборы. При визуальном осмотре выяснилось: на кормовой части автобуса слева вверху расколот «габаритник». «Только сегодня разбил, когда мыл машину», – по-детски оправдывается Савельев. Но документы у водителя забрали и оформили протокол о нарушении.
10.05. На остановку подъезжает еще одна «единичка». Снова «частник». Здесь, как и везде, их абсолютное большинство. Водитель, нервничая, достает документы. Последний техосмотр машина прошла полгода назад, действие талона закончилось еще в июле. А дежурный механик ПАТП-1, «не глядя», подписал разрешение о выходе на линию. «Первый день выехал, – оправдывается уже другой, убеленный сединами, водитель, – обкатать машину после ремонта». Не нашли у водителя и положенного трудового договора. «Да, не знаю, куда они его без меня дели», – растерян он.
Инспектор проходит в салон. На средней площадке на полу болтается практически не закрепленная, с плохо изолированными проводами, «печка». Как она будет эксплуатироваться во время холодов? К ней и в остывшем виде подойти опасно. А если рядом встанет ребенок? От такого отношения к безопасности пассажиров становится не по себе. Кроме того, в салоне на окне аварийного выхода отсутствовал молоток для разбивания стекла.
Нарушения в автобусе, владельцем которого является Марьям Исмаилова, оказались серьезными. За эксплуатацию транспортного средства без талона о прохождении техосмотра с машины сняли госномера.
Два случая нарушений из двух – это, пожалуй, многовато. Сложилось впечатление: останавливай любого «частника», и можно сразу составлять протокол.
В ходе акции инспектора применяют и такой прием, как «подсадка». Сотрудники ГИБДД в штатском садятся в автобус в роли простых пассажиров и совершенно объективно отслеживают все «проколы» на маршруте. По словам майора Абдразакова, два дня проверки показали, что самыми частыми нарушениями являются пренебрежительная реакция на сигналы светофора, остановка вне остановочных карманов, высадка пассажиров в неположенных местах или вовсе игнорирование остановок.
После таких «страшилок» захотелось увидеть кого-нибудь правильного. «Такие бывают?» – спрашиваю у Тимура Абдразакова. «Бывают, – отвечает, – но редко».
Однако, такого водителя мы нашли.
10.20. На остановку подъехал низкопольный «муниципальный» ЛиАЗ. Машина совсем новенькая, в эксплуатации всего год. У водителя Николая Романенко все документы в порядке. Придраться не к чему. Даже аптечки в салоне две, и два огнетушителя. Все, что нашли из «нарушений» – просроченный на месяц блистер таблеток валерианы. Водителя пожурили, не более.
После поселка Энтузиастов экипаж перебазировался на перекресток улиц ОрджоникидзеЛенина, понаблюдать за парковкой маршруток. Долго ждать не пришлось. Двигатель в газике не успел остыть, как Андрей Романов тормознул на перекрестке две маршрутки. Из крайнего правого ряда они поворачивали, чтобы припарковаться, налево. За нарушение правил дорожного движения оба водителя получили штраф в 500 рублей, а одному из них, шоферу 31-го маршрута, два дня назад уже выписали предписание за незарегистрированное газобаллонное оборудование.
За два часа работы экипажа – четыре нарушения. Их было бы и больше, останавливай мы каждый проходящий автобус, но собрать весь «урожай» невозможно. Да и проводимая акция – не карательная, а оперативно-профилактическая.
Удивляет только, почему водители, зная о рейдах, не навели лоск в своем хозяйстве.
***
фото: Тимур Абдразаков проверяет салон автобуса;Андрей Романов выписывает штраф водителю маршрутки