О тех, кто живет на опережение
«Учителям подняли зарплату с пяти тысяч рублей до 12. Но почему только учителям?! Остальных вывели на платную систему: «Уважаемые руководители, заработайте и платите психологам, социальным педагогам, руководителям кружков». Но это в принципе неверно! Надо платить за квалификацию, за количество и качество работы».
Академик РАО Владимир Загвязинский
Абсолютная незащищенность
А теперь я зову вас, читатель, в гости к директору Центра творческого развития и гуманитарного образования детей и юношества «Эрудит» Зинаиде Липовой. Зинаида Федоровна – заслуженный работник культуры Российской Федерации, руководитель с 44-летним стажем. Начала рассказ о своем детище с наболевшей темы – государственной поддержки.
– У нас частный центр, не бюджетный. Кому-то время от времени помогают депутаты городской Думы. А нам говорят: «Мы же с бюджетом работаем, а вы – частные». Но дети к нам из космоса не спустились, это те же дети того же государства! Разве у частного лица, занимающегося воспитанием НАШИХ детей, меньше проблем?! Не меньше! И не всегда это «частное лицо» само может их решить. Мы готовы принять помощь в любом виде. Давайте на особом счете, который всегда будет прозрачен вести учет выделенных центру бюджетных средств. И если, не дай Бог, центр закроется, трансформируется, – передайте эти средства другим.
Я вспоминаю, что в областном фонде поддержки и развития предпринимательства среди приоритетных направлений есть раздел «образование».
Липова не соглашается: – Это сказка про белого бычка. Они помогают тем, кто развивает производства: пекарням, кузницам, заводам пластмасс… Они считают, что в образовательную, духовную часть вкладывать не нужно. Но это же в корне неправильно.
Тем не менее, Зинаида Федоровна взяла на пять лет кредит в 1900 тысяч рублей, правда, у банка, правда, под процент, и сделала на эти деньги ремонт. Сегодня коридоры обновленного «Эрудита» сияют, кабинеты светлы, прекрасно оборудованы и уютны. Но вот еще одна проблема: помещение клуба – в аренде. Каждый год директор перезаключает договор. Порядок такой: договор заканчивается – администрация объявляет конкурс на это же помещение. Кто больше заплатит за квадратный метр, тот и возьмет его в аренду. И не факт, что помещение получит тот, кто его ремонтировал, содержал и лелеял.
– Мне кажется, что люди, которые уже не один год прожили в помещении, улучшают его, – должны иметь на него какое-то право. Есть люди бесхозяйственные – вот отберите у них здание, выставляйте на аукцион. Зачем к таким, как мы, применять драконовские меры?!
Липова рассказывает историю «Эрудита». В доперестроечные времена это был государственный учебно-методический центр переподготовки и повышения квалификации работников культуры и искусства.
Но в 1995-96 годах перестали платить зарплату. Люди тогда даже на работу пешком ходили! А Зинаида Федоровна взяла кредит под залог собственной квартиры и сделала ремонт в этом здании. Уверяет, это было самое красивое учреждение культуры и искусства в городе. Сделав ремонт, директор подумала: «В этом околотке (район нефтегазовского студенческого городка в конце улицы Мельникайте – С.Р.) нет вообще ничего для детей. Создам-ка я «школу для заботливых родителей и их любознательных детей».
По объявлению пришли 40 человек разного возраста. А в 1996 году в центре занимались 650 детей из Антипино, с Мыса, из Матмасов, из ММС – весь северо-восток Тюмени – это был самый первый такой центр в городе. Работали даже в выходные, потому что надо было как-то распределить «армаду». Но в 2004 году при оптимизации центр… ликвидировали. Липова и здесь вышла из положения:
– Я работаю с культурой, искусством и образованием 30 лет, наработаны связи. Ну, назвала центр по-новому: «Центр творческого развития и гуманитарного образования детей и юношества».
Танго и другие
Корреспонденты «Тюменского курьера» этим летом искали и не нашли частный детский сад. А в «Эрудите» группа кратковременного пребывания не прекращает работу с 2002 года. Родители приводят на развивающие занятия детей на тричетыре часа. Один час стоит 120 рублей. Цены – средние по городу.
Сегодня в центре 15 преподавателей, которые работают по 42 программам. Директор предпочитает иметь маленький штат, но чтобы у людей была нормальная зарплата. Группы небольшие, с каждым ребенком – индивидуальная работа. Программы есть трехлетние, четырехлетние. Здесь с трех лет детей готовят к школе.
Липова с гордостью говорит: – Что мне нравится в современных родителях? У них хватает ума привести ребенка к нам и развивать его. Это так важно! Приходят дети с двух лет и учатся до шести. А приходит ребенок в шесть лет, поставишь их рядом – небо и земля! После нашего обучения дети поступают в любые языковые школы и гимназии без проблем. Они с четырех лет начинают учить иностранный язык, некоторые в шесть лет учат два языка.
11 направлений танца для взрослых и детей (есть направление, которого нигде в городе больше нет – аргентинское танго); изостудия, декоративно-прикладное искусство, логопед, корректирующая группа для неусидчивых, невнимательных детей… Работа с детьми школьного возраста построена на «минусах» школы, на том, чего школа не додает. Например, пропустил ребенок по болезни три недели физики – дальше уже просто не понимает. Он приходит в «Эрудит» на несколько дней и – догоняет класс.
В конце учебного года проходят занятия, на которых родители видят, чему их ребенок за год научился, за что они отдали деньги.
– Мы работаем так, чтобы немного опережать время. Обучать может только тот, кто живет «на опережение». Дела пошли бы еще лучше, если бы была поддержка государства, – резюмирует Зинаида Федоровна.
***
фото: Зинаида Липова;педагог Светлана Степанова обучает английскому Сашу Новоселову