«Левша»: история таланта
Здание Тюменского драмтеатра обновит «народец тульский».
Об этом сообщили жителям Тулы по телеканалу «Россия», сославшись на интервью режиссера Александра Цодикова. Так что теперь не только тюменцы знают о премьере «Потеха про Левшу, блоху и народец тульский».
Впрочем, сказано в сообщении, режиссер не уточнил, почему выбор драматургического произведения «пал именно на «Левшу», традиционно и неизменно ассоциирующегося в нашей стране с городом мастеров Тулой».
Почему-почему… Ответ известен: по кочану.
Однако Александр Цодиков, человек предельно вежливый, ответил иначе, подробно и терпеливо.
На открытие сезона нужна пьеса определенного жанра (вряд ли для этого события подойдет классическая трагедия, современная мелодрама или комедия в чистом виде) и достаточно большого народонаселения. Александр Михайлович искал такую.
Вспомнил о замятинской пьесе по мотивам произведения Лескова. «Когда-то, много лет назад, она произвела на меня чудное впечатление. Но не было условий ее ставить. Теперь нашел, перечитал, и – совсем другое впечатление. Не то чтобы разочарование, но… Процесс поиска этой пьесы занял несколько недель, и вот, пока я искал, представлял в своем воображении… В общем, ожиданий она не оправдала. Но, углубляясь в пьесу, я понял, что она таит в себе смыслы, которые не проявляются при первом прочтении. Мне стало интересно сделать их зримыми и проявить в спектакле.
По первому впечатлению может показаться, что это сказка про Иванушку-дурачка. Но Евгений Замятин не простой автор. И отношения у него были непростые с органами власти. Да и у Лескова двусмысленность чувствуется. Лукавую пьесу написал Замятин».
Александр Цодиков прослеживает историю Левши через реакции народа. Народ – главное действующее лицо. Режиссер использовал прием откровенной игры в площадной театр. Собрались зеваки поглазеть на представление, весело гудят. Есть два ведущих, халдеи, они играют ряд ролей. В ходе спектакля «зрители» тоже преображаются в персонажей. Например, по сюжету, Левшу увозят в Англию. У Лескова он действительно побывал в Англии, а в спектакле Англия здесь: русские бабы и мужики превращаются в англичан, говорят с акцентом.
«Народ индифферентен к пафосу, к патриотическим призывам. Люди делают свое дело, водку пьют, в бане парятся. Существуют по традиционному укладу. Для них подковать блоху – значит удовлетворить интерес, проверить свои возможности. Не о том они заботятся, чтобы прославить государство. Достаточно вульгарная параллель, но я думал о выдающихся ученых: что ими двигало? Любознание. Совершить открытие – в этом смысл. В процессе решения научной задачи вряд ли они ставили целью поднять престиж страны. Результаты открытий могут обескуражить самих ученых. Но сначала они спрашивали себя: а смогу ли? Та же история с Левшой. Талант требует реализации».
Тульские мастера проверили себя, сотворили чудо, позабавили царя. «Царь оценивает их труд с точки зрения славы для его державы. А Левше дали двугривенный, и – пшел вон! А он напился, городовые его ухлопали. За то, что пел в неположенном месте, в неположенное время. Да вот и вся история».
Левша не отягощен изучением наук, но он смекалист, он самородок. В своем деле смекалкой доходит до невероятных высот. «Его спросили: арифметику знаешь? Нет, на пальцах считает. Как говорит один из халдеев, играющий англичанина: у вас в руках сметка, в голове ошметка».
Когда подкованная блоха не танцует, слишком тяжелы подковы, Левша винится: я сломал, я испортил. «Но это не значит, что он сломал, испортил. Отсутствие знаний не дало возможности сотворить чудо полностью».
У Лескова Левша умирает на пароходе. «В финале есть проявление удивительного патриотизма. Помните, Левша говорит: скажи, чтоб ружья кирпичом не чистили? А у Замятина Левшу укокошили. А потом он опять появился, к Машке пришел. Мне показалось, что сегодня разумнее ставить финал по Лескову: умер Левша».
Тем не менее, обещает Александр Цодиков, это будет веселый спектакль. И финал не столь трагичен, есть надежда на воскрешение таланта.
«Откуда веселье? Люди ничего не празднуют, ничего не отмечают, но… Мы живем – уже хорошо. Зрителю будет интересно от того, как заразительно веселятся актеры. Персонажи забавные. Например, генерал Платов: и патриот, и узурпатор, и сильный, и слабый, неоднозначная личность. С одной стороны, бравый солдат, за мать Россию готов и Левшу задушить. Но когда он увидел подковы, удивительную работу мастеров, это наполнило его такой нежностью, такой гордостью!
Замечательные отношения между Левшой и Машкой, трепетные. Она говорит: «красавчик мой». А он ее называет коровушкой. «Коровушка ты моя». Она ему: «Левша, а Левша, пойдем обожаться». Замечательное слово найдено – «обожаться».
Александр Цодиков повторяет: пока не научимся ценить талант, пока он не востребован, мы лучше не станем. «Можно говорить об этом весело, наивным языком. Можно говорить сложно. Этот спектакль не рассчитан на интеллектуалов, которые придут и задумаются над тем, чего раньше не прозревали. Язык в этом спектакле прост, не натужен».
В роли Левши заняты Александр Кудрин и Евгений Киселев. Машку сыграют Ольга Игонина и новая актриса театра Ольга Зотина. Английскую девушку Мерю – Диана Быстрицкая и Татьяна Телегина. Царя – Геннадий Баширов и Владимир Орел. Генерала Платова – Анатолий Бузинский. Иностранцем Кисельвроде выступит Андрей Волошенко. Ведущие, халдеи, – Сергей Скобелев и Алексей Иноземцев. В спектакле занято больше двадцати человек.
***
фото: режиссер Александр Цодиков