X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Философия чтения

Вот наступит осень, и в читальном зале гимназии N 12 опять не будет отбоя от учеников.

А в конце лета они традиционно выстраиваются в очередь за учебниками. Вот и сегодня ребята толпятся здесь вокруг заведующей библиотекой Галины Тозик и ждут учебники.

Галина Павловна выдает книгу за книгой и, глядя на одну девчушку, интересуется: «Лена Соловьева, ты мне Пушкина сдала?» Лена уверяет, что все книги вернула и теперь ждет свой учебник.

Увидев нас, Галина Павловна просит немного подождать. И, воспользовавшись моментом, мы решились осмотреть читальный зал и содержимое деревянных полок. Книги, журналы, газеты, развешанные по стенам портреты великих писателей, цветной пазл на тему «Белоснежка и семь гномов» – все создает атмосферу чего-то возвышенного. Особенно наше внимание привлекают полки, где грузными зелеными томами (ровным счетом тридцать) красуется Большая Советская энциклопедия. Здесь вообще много энциклопедий, от совсем старых до 2007 года выпуска.

Самое интересное – во второй комнате библиотеки: собрания мировой художественной литературы, поэзия народов мира, серия книг «Военная слава» (сюда входят такие произведения, как «Битва за Москву», «Книги о войне», «Победа» и другие). Рядом труды наших родных писателей – Льва Толстого, Салтыкова-Щедрина, Блока, Достоевского, Пушкина и многих-многих других…

А вот и мифология. Тяжелая, в золотой обложке, страницы серые, на каждой – греческий орнамент. Мифология 1998 года – не старая, но выполненная в античном стиле – создает впечатление древности… В библиотеке это впечатление только удваивает удовольствие нахождения среди мыслей, строк и судеб великих, которые таятся за обложками самых разных книг.

Мы возвращаемся к Галине Тозик. Она уже освободилась и готова побеседовать с нами.

– Здесь я уже двенадцатый год. Раньше работала главным библиографом на Дальнем Востоке. Потом мы переехали сюда, и сын пошел учиться в 12-ю гимназию. А меня директор пригласила заведующей библиотекой, – рассказывает Галина Павловна.

– А сколько всего в вашей библиотеке книг?

– Двенадцать тысяч. И восемь тысяч учебников.

– Есть книги, которыми вы особо гордитесь?

– Да. Минутку, я вам их покажу – говорит она. И убегает в соседнюю комнату, откуда мы только что вернулись. Выносит три толстые книги. Две серые, глянцевые, и темно-синюю.

– Вот. Это труды профессора Виктора Копылова «Окрик памяти. История науки и техники нашего края» в двух томах. И опять же история…

– Дети интересуются прошлым родного края?

– Мы стараемся проводить специальные уроки и знакомить ребят с историей Тюмени и области. Должны ведь они знать о том месте, где живут!

– А бывает так, что дети приходят в библиотеку и что-то упорно ищут, какую-то особую книгу, не по школьной программе?

– Редко. В основном, ищут всетаки по программе. Но если чтото действительно заинтересовало – обязательно спросят, где это лежит, – улыбается Галина Тозик.

– А когда вы сами начали читать?

– У меня ощущение, что читала всю жизнь. Наше поколение само по себе – читающее. Сейчас ребята часто углубляются в Интернет, а для того, чтобы сдать экзамен, покупают книги в сокращенном варианте. Я категорически против этого.

– Что же делать?

– Надо, чтобы ребенок любил книгу. А для этого необходимо найти с ним общий язык. Понять, что ему нравится, а что беспокоит. Порой ученик приходит в читальный зал, и я вижу, что на душе у него неспокойно. Спрошу в чем дело, а когда он расскажет – посоветую какую-нибудь книгу, где любая трудность жизни описана понятными словами. Ребенок прочитает и подумает: у любой проблемы есть свое решение.

– Вы говорите о старых книгах?

– И о них тоже. Такие произведения, как «Тимур и его команда» или «Чук и Гек», давно не проходят по школьной программе, а ведь сколько там хорошего и светлого! Такая книга учит дружбе и любви.

(Странно и несправедливо – ведь когда я училась в школе, «Тимура» по программе проходили. Несправедливо потому, что последующие поколения об этой книге могут вовсе не услышать).

– Галина Павловна, а сами вы что читаете?

– В последнее время я стала читать реже… Пытаюсь перечитывать классику. А недавно взяла Джека Лондона. Из современного люблю произведения Улицкой. Пишет легко и интересно… Думаю, в каждый период жизни появляется новая любимая книга. Однажды, прочитав «Собачье сердце», я подумала, что ничего лучше и написать нельзя… Но жизнь показала другое.

Галина Павловна оглядела горы учебников вокруг, портреты Жуковского, Чехова и Крылова. Затем взгляд ее остановился на дипломе в деревянной рамочке. Этот диплом принадлежит Тозик по праву, в нем написано: «Победителю межведомственного конкурса проектов библиотекарей».

– Наш проект « Новое про чтение» занял первое место. Его суть заключается в том, чтобы сформировать у ребенка особое отношение к книге и чтению. Мы задались вопросом, как привить детям любовь к книге, и сделали вывод: путем взаимопонимания и вовлечения в творческую деятельность… Мы и спектакли ставим по литературным произведениям. Весной наши дети показали «Звездного мальчика» по Оскару Уайльду.

– А что планируете в ближайшее время?

– Ой, сейчас главное – всем учебники раздать! А потом все по порядку… Будем устраивать литературные вечера. Ставить спектакли. Наши дети работают над школьной газетой, два номера которой вышло в прошлом учебном году. Газета называется «Новое про чтение». Она цветная. Ребята сами пишут материалы, и особенно им нравится, когда их работы публикуются в новом номере.

– Галина Павловна, а что для вас книга, кроме источника информации?

– В первую очередь, она формирует сознание. Она учит. А еще, книга – это источник общекультурного развития личности. Кто это сказал, не помню. Но полностью согласна.

***
фото: Галина Тозик

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта