С мотка по нитке – рыбаку сеть
Несмотря на «план переселения» производств на окраины, в центре Тюмени еще остались действующие предприятия.
На улице Холодильной с 1945 года работает сетевязальная фабрика – ныне ОАО «Тюменьсетеснасть». Более шести десятков лет она не меняла ни место жительства, ни специализацию. Здесь производят сетеснастную продукцию: дели (сети с заданным размером ячеек), неводы, нитки, шнуры, веревки, канаты… Есть даже цех «товаров народного потребления», где выпускают гамаки, сетки для спортзалов – волейбольные, баскетбольные, сетки для футбольных ворот… По словам исполнительного директора фабрики Сергея Белобородова, изготавливают даже швартовочные сети для вертолетов – поднимать и перемещать грузы.
Чтобы пройти к производственным цехам, пришлось изрядно поплутать между разными постройками: часть своих помещений фабрика теперь сдает в аренду рынку, небольшим магазинчикам… Развешанные повсюду объявления предупреждают, что на территории запрещено курение. Сергей Белобородов пояснил: требование техники безопасности. «О технологическом процессе, наверное, лучше расскажет технолог», – сказал Сергей Робертович и передал нас в руки Светланы Кузевановой.
В цехах сразу оглушил шум механизмов: ряды катушек с белыми нитками крутятся с огромной скоростью – не сразу заметно, что они в движении. Технолог предупредила: подходить близко к катушкам, тем более трогать их, нельзя. Можно получить травму, а то и палец оставить в машине. Из-за шума говорить приходится громко; мы спрашиваем, как работается в таких условиях. Оказывается, работники привыкают общаться на повышенных тонах и при помощи жестов, а уши защищают берушами.
Нам подходить к машинам запретили, зато удалось посмотреть, как работают крутильщицы-съемщицы. Они снимают готовые катушки – три-четыре, а то и больше. Технические нити (сырье, привозимое из Подмосковья) соединяются и дают прочную нить. Далее, на быстроходной нитеплетельной машине, снова соединяют в более прочный продукт большего диаметра. Чем толще и надежнее нужна веревка, тем больше катушек требуется. Способ плетения одинаковый, а вот диаметр получается разный – от 2,4 миллиметра и больше.
Спрашиваем: почему все веревки белые? Светлана Леонидовна ведет нас в соседний цех, где делают тонкий цветной шнур необходимого заказчику диаметра. Он не такой грубый, тянется и может быть любого цвета. И здесь шумят машины, крутятся катушки, а из резиновой трубки – направляющей – выходит цветной шнур. Направляющая нужна, чтобы шнур не запутался.
На сетевязальном участке делают, как можно догадаться, сети. Здесь главные – шпулька и челнок, где закрепляют нити, которые потом сплетаются в готовую сеть. Это полотно вязальщица проверяет на прочность; одна обслуживает четыре-пять машин.
Мы увидели на одном из полотен дырочку: как же рыбаки будут ловить бракованной сетью? Светлана Леонидовна успокаивает: этот участок из сети вырежут.
Жарче всего сетям приходится в отделочном цеху. Здесь их дважды натягивают на валики, чтобы затянуть узлы и придать ячейкам необходимую форму. Потом сеть попадает в красильную ванну, а оттуда – в сушку при температуре более двухсот градусов. Даже нам снаружи было жарко, а каково же внутри сушки?
В корзинах мы увидели уже готовую продукцию: пока не остывшую бледно-розовую сеть. Потрогали: узлы крепкие, хоть сейчас отправляй в лабораторию проверки качества. На фабрике она есть – проверяют сети и канаты на прочность, то есть безжалостно рвут опытные образцы.
Светлана Кузеванова говорит, что работает на фабрике уже много лет, и признается: раньше было интереснее – объемы производства больше. Но и сейчас работа не стоит на месте. Работают сто человек, недостатка в кадрах не испытывают.
Мы выходим из цеха и не сразу понимаем, почему так тихо. Все просто: шум механизмов остался за дверями, фабрика продолжает жить своей жизнью. Пока что на прежнем месте.
***
фото: будущая сеть;вязальщица Галина Хомец;в цеху;катушка технической нити;оплетка нити;Ирина Шурякова – оператор мотального оборудования