«Эпидемии не будет!»
19 августа 1908 года состоялось чрезвычайное собрание городской Думы.
Вопрос, заставивший гласных безотлагательно собраться, был очень серьезным. В большегородищенском, малогородищенском и потаскуйском стадах появились случаи повального заболевания воспалением легких у крупного рогатого скота. Для предотвращения распространения заболевания, уже приобретавшего масштабы эпидемии, необходимо было предпринять срочные меры.
Ранее – 12 августа – Комитет общественного здравия собрал ветеринарных врачей на экстренное совещание. Итогом бурного обсуждения проблемы стал целый список предложений и рекомендаций, направленный в городскую управу. Прежде всего, специалисты настаивали на поголовном осмотре всех пораженных стад и в самые короткие сроки. Обнаруженных больных животных необходимо было изолировать. Также предлагалось проверить скот в частных табунах, для чего требовалась помощь городского управления и уездной полиции. Кроме того, ветврачи настаивали на прекращении свободной одиночной пастьбы коров без пастухов. Предстояло объявить жителям Тюмени, что увод и продажа скота на сторону запрещаются.
Наилучшими же мерами борьбы с распространением болезни явились бы уничтожение больных животных и поголовная бесплатная прививка всего скота, для чего, конечно, необходимо было предварительно изыскать средства из городского бюджета (в частности, для приобретения вакцины).
Что же касается самой вакцины, то с просьбой об ее изготовлении предлагалось обратиться к ветеринарному инспектору в городе Кургане А.Я. Лемперту.
Ветврачи предложили городской Думе подготовить соответствующее постановление. Одним из его пунктов должно было cтать официальное информирование тюменцев, и прежде всего владельцев скота, о главных признаках этой тяжелой болезни и возможных мерах борьбы с ней – через печатные объявления.
Внимательно изучив предложения Комитета общественного здравия, управа представила на чрезвычайное собрание Думы план конкретных действий.
Прежде всего, предстояло произвести подворный осмотр скота и составить его полный список. Чтобы сил для этого хватило, управа предложила пригласить врачей и фельдшеров, не состоящих на городской службе, но проживающих в Тюмени, с выдачей суточного вознаграждения (врачам – от пяти до десяти рублей, фельдшерам – от трех до пяти рублей), с наймом для каждого двух рабочих.
Для разъяснения возможных вопросов на чрезвычайное собрание в Думу были приглашены ветеринарные врачи Л.С. Сумцев и Г.А. Оболдуев.
Изучив предложения Комитета общественного здравия и разработанный на их основе план действий городской управы, собрание Думы постановило: этот план утвердить. Изменения коснулись лишь постановления о запрещении вывода из города скота во время эпизоотии, как не относящегося к компетенции городского управления. Дополнения коснулись и пункта об обязательной вакцинации. Гласные посчитали нужным внести дополнения о том, что в тех случаях, когда ветеринарными врачами будет установлено, что скот пал не от болезни, а от последствий прививки, выдавать вознаграждение из городских сумм.
Что касается финансовой стороны вопроса, то на все расходы по предотвращению распространения эпидемии гласные предложили выделить в распоряжение городской управы одну тысячу рублей – при условии, что в будущем эти расходы будут покрыты за счет привлечения «дополнительных источников».
Н.Л. Галян, главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области