X

  • 17 Декабрь
  • 2024 года
  • № 139
  • 5638

Нормальное средство общения?

«Мат — неприличная брань» (Толковый словарь русского языка. Москва, 1997. Стр. 345)

Зрелые люди подтвердят, что в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века, услышав мат в общественном транспорте, пассажиры возмущались и «принимали активные меры по наказанию нарушителя общественного порядка». Сегодня вставлять ненормативную лексику чуть ли не в каждое предложение — считается едва ли не нормой. По крайней мере, в Тюмени. У молодежи города. Если на службе горожане еще «фильтруют лексику», то после — просто катастрофа! Летом в 17-18 часов, когда заканчивается рабочий день, воспитанным людям «с тонкой душевной организацией», как говорит кое-кто из наших респондентов, лучше по Тюмени не гулять. Потому что всякий прохожий, активно общающийся с другом «в реале» или по сотовому, громко, без всякого фильтра, ругает начальство, на чем свет стоит, шерстит общих знакомых или просто рассказывает историю вчерашних приключений, щедро посыпая речь экспрессивными словечками.

Восточные мудрецы могли бы сказать, что ненормативная лексика разрушает вашу энергетическую защиту, что, воспроизводя мат, вы тем самым позволяете злу и бедам вторгаться на вашу территорию: отсюда конфликты с начальством, козни знакомых… Круг замкнулся.

Реально ли победить зло под названием «русский мат»? Есть ли тюменцы, которые, подобно Дон Кихотам, все-таки решаются бороться с ордами матершинников? Как наши знакомые поступают, когда слышат бранные слова? Спросим об этом их самих.

Мониторинг

Вадим, 38 лет, директор предприятия:

— В последний раз, когда я их слышал, у меня почему-то оказалась пробитой голова, и я ничего не помню дальше, так что, наверное, в следующий раз буду быстро убегать и далеко прятаться.

Артем, 35 лет, публицист:

— Жалею этого человека — он разрушает свое мышление и генетику.

Сергей Соловьев, студент:

— Если слышу нецензурную брань, то обычно просто мимо прохожу. Причем, если ругаются взрослые мужики, то даже внимания не обращаю. А вот если женщины или девушки ругаются, то это сильно слух режет. Однажды я пытался в автобусе убедить девушку в том, что материться в общественном месте нехорошо, но мне это так и не удалось. Она просто решила, что я с ней таким образом познакомиться хочу.

Светлана Захарова, менеджер:

— Я не люблю, когда ругаются. Стараюсь уйти побыстрее. Перевоспитывать таких людей, по-моему, бесполезно. Только самой достанется.

Кирилл Полосков, юрист:

— Я нормально к мату отношусь. Это вовсе не значит, что нужно на нем разговаривать, но в некоторых случаях без него не обойтись просто. Некая недосказанность получится. Просто нужно знать, когда можно дать себе волю и поругаться как следует, а когда этого делать нельзя.

Ирина, библиотекарь:

— Реагировать на уличный мат сейчас опасно. Поэтому я стараюсь не обращать на него внимания и не вступать в перебранку. Конечно, если я с ребенком, то ситуация меняется: могу попросить человека не материться. Сыну ни к чему слушать ругательства…

Инна, швея:

— Ругнуться могу и сама, но только не на улице. Если услышу витиеватое выражение, которого не знала, наверное, улыбнусь фантазии человека.

Людмила, бухгалтер:

— Мне всегда неприятно слышать мат, причем любой… Позволительно крепкое словечко только в исключительных случаях: например, когда ударишь молотком по пальцу.

Андрей, служащий:

— Брань и мат на улице стали обыденным явлением. Я лично пропускаю все это мимо ушей. Воспитанный человек себе этого никогда не позволит, а культуру наших людей надо поднимать. Только как это сделать?

Сергей, студент:

— Я нецензурным лексиконом владею, как родным русским. Ругаться не люблю, но иногда приходится. К ругани отношусь нормально. Без этого не прожить.

Екатерина, учитель:

— Мат сам по себе ужасен. Еще страшнее, когда ругаются дети, не понимая подлинного смысла этих слов. Недавно содрогнулась, услышав трехэтажный мат от будущего первоклассника, удивившего даже подвыпивших мужчин. Я считаю, что поведение детей в быту, в школе и на улице зависит от родителей. Дети, как губка, впитывают в себя то, что слышат. Уличная и домашняя ругань — проблема многих поколений. К сожалению, ее не изжить…

Ольга, биолог:

— Мне очень неприятно, но высказывать это вслух я не стану. Просто уйду.

Евгений Писарев, студент:

— Отрицательно к этому отношусь, и сам стараюсь всегда себя прилично вести. Замечания? А что толку их делать? Человек, который при всех грубо или нецензурно выражается, не уважает окружающих и вряд ли будет их слушать! Но если грубиян выходит за все рамки, могу попытаться «приструнить».

Ирина Ярославцева, домохозяйка:

— Мне особенно неприятно, когда матом выражаются подростки лет по четырнадцать — совсем еще дети. Что это? Желание выглядеть взрослее, мода или просто недостаток воспитания — не знаю. Не думаю, что если люди на улицах будут обращать внимание на тех, кто ругается, что-то изменится. Человек воспитывается в семье.

Мария, студентка:

— Знаете, лично мне это ужасно не нравится. Проходишь мимо школьников, думаешь, какие милые ребята, а потом подойдешь поближе, прислушаешься к разговору и такое услышишь, что уши «заворачиваются». Я сама себя стараюсь сдерживать и не ругаться бранными словами, чего и остальным юношам и девушкам советую.

Алексей, программист:

— Я стараюсь игнорировать тех людей, которые, проходя со мной рядом, матерятся, так как считаю, что у нас — свобода слова, и кто как хочет, тот так и выражается. Сам не матерюсь.

Анатолий, менеджер:

— Изредка ругаюсь, но только в том случае, если не могу подобрать других слов. Просто когда падает на ногу тяжелый молоток, невольно произносишь слово… А когда ругаются другие, стараюсь понять, чего они хотят. Не у всех такой богатый словарный запас, как у филологов. Сленг некоторых профессий построен на мате. Редко кто может понять, что говорит слесарь или водители-дальнобойщики.

Николай, 26 лет:

— Нормально я реагирую. Русский человек и должен материться! А что, может, я так эмоции выражаю.

Олег, водитель, 24 года:

— Я и сам ругаюсь иногда. Не стоит так по этому поводу заморачиваться, не всем ведь быть интеллигентами.

Опрос проводили Анна Чудинова, Нелли Пекшева, Оксана Чечета, Наталья Перминова, Игорь Ермаков, Светлана Рычкова, Евгений Котоянцев.

От редакции. Как видим, большинство наших читателей осуждают матерную брань, но вмешиваться и «осложнять себе жизнь» не желают. Значит, так будет продолжаться и дальше.

***
фото: Поговорим?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта