X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

О том, что осталось за кадром

Федор Раззаков. «Гибель советского кино». «Эксмо», 2008.

Кино, которое смотрели миллионы, — «Броненосец «Потемкин», «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Тихий Дон», «Летят журавли», «Война и мир», «Кавказская пленница»… Каждый человек старше 20 лет назовет не один десяток великих кинолент эпохи Советского Союза.

Но не все знают, что в мире советского кино не прекращались творческие разногласия, борьба различных течений и личных амбиций. Да и власть имущие держали кинематограф под контролем. Например, Сталин смотрел почти каждую новую картину. А фильм «Белое солнце пустыни» вышел на экраны лишь с личного разрешения Брежнева.

О том, как разногласия и жесткий контроль в итоге привели к крушению советского кинематографа, подробно рассказывает в своем исследовании Федор Раззаков, приводя множество неизвестных фактов из жизни наших любимых актеров и режиссеров.

Двухтомник «Гибель советского кино» соединил в себе элементы энциклопедии, исторического исследования и рассказов очевидца. В предисловии автор признается, что задумывал книгу как памятник советскому кинематографу и его создателям.

Он рассказывает, что изначально, то есть после революции, в кино, как и в других сферах культуры, сложилось два соперничающих направления. Либерально-западническое, представленное позднее такими известными именами, как Павел Чухрай, Сергей Соловьев, Эльдар Рязанов и другие. И державно-патриотическое — Иван Пырьев, Сергей Бондарчук, Василий Шукшин.

Раззаков не задается вопросом, какое из направлений лучше или хуже, талантливее или бездарнее. Это два противоположных взгляда на жизнь, страну и народ. Одни снимали кино о стойкости духа советских людей и их умении любить, другие своими фильмами «кололи глаза», указывая на недостатки существующего строя. Критерии оценки серьезнее, чем пресловутое «хорошо — плохо». Это отношение к русскому народу, его истории, к Советской власти.

Кроме того, по каждому году приводятся данные о количестве зрителей, которые посмотрели фильмы в кинотеатрах, то есть проголосовали за них рублем. Как правило, высокохудожественные произведения, выдержанные в идеологическом плане, высоко ценились и властями, и народом: их посещали 60 и более миллионов человек в год.

Скандальные киноленты либерального сообщества, такие как «Маленькая Вера» (режиссер Василий Пичул), сыграли роль подрывного устройства общественного сознания. Среди кинодеятелей этого направления Раззаков отмечает значительную долю выходцев из семей известных людей, которых Советская власть высоко ценила: Тарковский, Герман. Им были доступны все возможности для творческой деятельности, в том числе дефицитные финансовые ресурсы. Их воспитывали и убеждали. Но все напрасно: они действовали по-своему, вразрез с пожеланиями властей.

Автор уделяет внимание фильмам, которые были запрещены для использования в прокате, попали «на полку». По мнению Раззакова, многие из этих лент шедеврами не были.

Советское кино было ареной острой идеологической борьбы: картина, не получившая признания в стране, вскоре отмечалась наградами на международных фестивалях и конкурсах. Это служило стимулом и поддержкой для «непонятых» в своем отечестве. Немало кинодеятелей при первой возможности выехали за рубеж, но нередко оказывались там никому не нужными.

Книга правдивая, местами невозможно горькая…

Гибель советского кино сопровождалась массовым уходом из жизни его наиболее талантливых творцов: режиссеров, сценаристов, актеров, операторов. Причем многие скончались в возрасте 40-50 лет, некоторые в нищете и забвении. Сегодня мы можем оценить масштабы этих потерь, которые кажутся еще более невосполнимыми на фоне современной кинопродукции.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта