X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Cекретный рейс Марка Шевелева

Имя Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Марка Ивановича Шевелева (1904-1991), руководителя полярной авиации, широко известно среди любителей истории освоения пятого океана.

Однако одна из страниц долгой и насыщенной событиями жизни кавалера «Золотой Звезды» N 36 до сих пор остается мало изученной знатоками отечественной авиации. Любопытно, что она напрямую связана с нашим городом и Севером земли Тюменской.

Сегодня мы расскажем об этом подробнее…

16 августа 1944 года, через два дня после появления Указа Президиума Верховного Совета СССР об образовании Тюменской области, в наш город, в «штаб-квартиру» Обской авиагруппы ГВФ, расположенную в двухэтажном здании на улице Первомайской, 25 пожаловал неожиданный гость. Им оказался генерал-лейтенант Шевелев, незадолго до этого ставший начальником специальной международной авиатрассы Аляска-Красноярск.

Появление в Тюмени знаменитого полярного пилота оказалось не случайным. В нашем городе размещался эвакуированный из подмосковного Тушина авиазавод N 241. Он располагался на тогдашней базарной площади — на месте нынешнего Дома Советов. В цехахангарах авиазавода строили планеры А-7 конструкции Олега Антонова и «доводили до кондиции» американские истребители Р-40, более известные под названием «аэрокобра». Эти крылатые машины поступали в нашу страну по договоренности между СССР и Америкой о поставке вооружения (это широко известный ленд-лиз). За поставки «аэрокобр» Марк Иванович отвечал головой перед верховным главнокомандующим. Вместе со своим другом и помощником Ильей Мазуруком — тоже авиаторомполярником и Героем Советского Союза…

Вскоре в обстановке крайней секретности в районе нынешнего города Когалым оборудовали два запасных аэродрома-подскока для самолетов, по тем или иным причинам отклонившихся от основной трассы авиаперегона.

Наконец, последнее — неподалеку от станции Новая Заимка в Заводоуковском районе размещался авиазавод N 499, руководимый авиаконструктором Александром Москалевым. На этом предприятии создавались образцы авиатехники, далеко опережавшие время…

Эти объекты и оказались в центре внимания Марка Ивановича. Кстати, он лично пилотировал облегченный американский «транспортник» С-47 «дуглас» и совершал на нем перелеты по Тюменскому региону.

Спецкомандировка генерала Шевелева в наш край продлилась десять дней. Затем он вылетел в Красноярск, оставив в аэропорту «Плеханово» Илью Мазурука….

Марк Иванович еще раз побывал в Тюмени уже после Победы. Однако это уже совсем другая история…

Р.S.: «Подскок» в районе Когалыма стал известен в начале девяностых годов из очерка Александра Петрушина в газете «Тюменские известия», а данные о специальном авиарейсе Марка Шевелева открылись лишь в начале лета нынешнего года.

***
фото: Марк Шевелев; современный дом по улице Первомайской, 25

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта