Застраховать «Созвездие Девы» не удастся…
Кто сказал, что нельзя дотянуться до звезд? Можно не только дотянуться, но и взобраться им на голову, оторвать для себя кусочек на память и потоптаться на звездной пыли…
Песчаное великолепие «Созвездия Девы», находящееся на Текутьевском бульваре, с каждым днем несет потери.
Началось все со сломанной кисти, продолжилось растоптанным основанием. Теперь миролюбивые жители Тюмени принялись за цветы в руках Девы. Остальные песчаные скульптуры находятся в более-менее благоприятном состоянии. Можно объяснить это лишь тем, что скульптура Девы располагается в одном из самых людных мест города.
Как спасти несчастные фигурки из песка, в том числе и созвездие Девы, — неизвестно. Но есть одна идея: может их застраховать? Оформляют же звезды Голливуда страховку на свои носы, ноги, и даже ресницы. Чем наша Дева хуже?
— У нас пока нет статьи в бюджете на страхование малых архитектурных форм. Скульптуры из песка, а также кошки на аллее Кошек относятся к таковым, — говорит заместитель руководителя управы Центрального административного округа Сергей Польянов.
— То есть, фигуры кошек, шар на площади Солнца — практически беззащитны? А сколько стоило бы застраховать такие объекты?
— Если фигура стоит около 3 миллионов, то в год мы должны отдавать страховой компании около 150 тыс. Это, конечно, дорого, — размышляет Сергей Валерьевич. — Но вопрос этот интересный и достоин обсуждения, так как случаи вандализма у нас в городе встречаются. Чтобы не произошло подобных эксцессов в дальнейшем, нужно следить за порядком. На некоторых объектах есть камеры слежения, например.
(Памятник легендарному Текутьеву, например, стоит больше двадцати миллионов рублей, вспоминаю я. Представляете, сколько понадобится средств, чтобы застраховать Андрея Ивановича? Или кто-то думает, что купец весом в две тонны сам защитит себя? Но «Русалочка» из сказки Андерсена, украшающая набережную Копенгагена, неоднократно лишалась своей головы).
— Кто должен восстанавливать испорченную фигуру?
— В основном средства на восстановление выделяются из бюджета, как в случае с «Машенькой» из Загородного сада, — отвечает Сергей Валерьевич.
— А если камера слежения зафиксировала нарушителя?
— Тогда дело решается через суд. С человека должны взыскать определенную сумму денег. Вообще, конечно, человек должен ценить красоту, а не причинять ей ущерб, — подытоживает Сергей Польянов.
Известно о страховке картин и других произведений искусства для их безопасной транспортировки, или во время выставок. Ведь произойти может всякое, а искусство должно оставаться вечным и, желательно, целым. Представьте, что бы случилось, если бы «Девятый вал» Айвазовского неудачно транспортировали? А ведь его перевозят часто, показывая миру, после чего марина вновь возвращается в «Русский музей»… Картина застрахована на большие деньги. И мы имеем уникальную возможность любоваться ею долгие годы.
Кстати, что касается песчаных фигур, то они, по словам Польянова, «временное явление, и управа за них ответственности не несет», поэтому, если наши «Гелиос», «Мамонтенок», «Тюмень-матушка», сидящая в ладье, и «Созвездие Девы» рассыплются раньше срока или погибнут от руки современного бандарлога (см. Р. Киплинг. Маугли), ни одна страховая компания им не поможет.
***
фото: все, что осталось от «Созвездия»…