Взгляд с той стороны камеры
Десять лестничных пролетов в бывшей водонапорной башне по улице Орджоникидзе заняла выставка франко-немецкого объединения фотографов «Париж-Берлин».
Эта экспозиция стала первой в российском туре фотовыставки «Париж-Берлин. Европа — общий взгляд».
Если выстраивать визуальный ряд «по напряжению» и определять единой метафорой, то можно сказать, что с каждой новой ступенькой нам открывается новый вид, запечатленный европейскими независимыми фотографами.
Авторы проекта (тюменская «Пакс-студия» во главе с куратором экспозиции Николь Бельской) постарались расположить снимки в сложном пространстве лестничных пролетов как можно более удачно. В итоге получилась большая фотоистория, рассказывающая о том, где предпочитают искать вдохновение французские и немецкие фотографы.
Натали Дессерм
Просмотр начинается набором работ француженки Натали Дессерм «Бэльвиль Париж». Бэльвиль — это старинный квартал Парижа, а Натали, как гласит справка, специализируется на работе в заброшенных, а порой криминальных районах. Впрочем, по ее фотографиям этого не скажешь. Насыщенные цветом, композиционно грамотные, стильные — они могут украсить любой глянцевый журнал. Их сила в переплетении линий, в неожиданном, но вполне уместном сочетании предметов, как, например, на снимке со стареньким велосипедом среди разноцветных крышек от банок и бутылок, разбросанных на асфальте.
Брюно Дьюдонне
Следующая ступенька лестницы — новый виток истории. Мы в парижском вагоне метро: темном, с ядовито-зелеными проблесками, с задумчивыми лицами пассажиров. Похоже, что автор — француз Брюно Дьюдонне — фотографировал, не глядя в видоискатель камеры, Модели не обращают на него ровно никакого внимания. Выражение лиц большинства задумчивое, погруженное в себя, отстраненное — как это часто бывает, когда мы, люди, остаемся наедине с собой. Некоторые кадры смазаны, но если 20 лет назад такой снимок назвали бы бракованным, то сегодня — это вполне естественный ход. Автор назвал свой фоторяд «Потерянные».
Мирьям Ришар
Еще пролет. Перед нами модная серия «Мелочей, что мы едва замечаем» французского фотографа Мирьяма Ришара. Со снимков смотрят люди. Ришар дарит нам девушку с огненно-рыжими бровями. Девушку, которая закусила губу… Лужайку, где расположилась пара «вечных иностранцев», иностранцев везде и всюду, иностранцев для всего окружающего мира, кроме себя самих, какими являемся, вообще-то, и мы.
Такие фотографии сегодня в моде. Они не имеют ничего общего с репортажной съемкой, которая дает «говорящие» кадры, вызывающие сильные эмоции. Это фотографии, которые, скорее, располагают созерцать и «додумывать».
Есть на выставке и совершенно дизайнерские работы (имя их автора, к сожалению, не указано). Такие снимки нельзя даже назвать фотографией в полной мере: блеск воды, прозрачность неба, лохмотья облупившейся краски, запечатленные на них, могли бы послужить фоном для статьи в журнале, но как отдельное фото не работают. Не разговаривают со зрителем.
Фоторяды немецких мастеров более серьезны. Сняты они в основном не цифровой техникой, а на пленку. Говоря профессиональным языком, на них сохранены все «шумы» и «зерно», которые лишают снимки исключительной четкости и даже «прилизанности».
Ольгер Бирман
На выставке есть работы, которые относятся к направлению новой документальной фотографии. В основном это черно-белые снимки, напоминающие классическую советскую фотосъемку.
К ним можно отнести серию Ольгера Бирмана «Улицы Берлина». Документальная фотография, как и документальное кино. Требуется определенный фокус восприятия. Нужно поймать настроение автора снимков и тех людей (а на фотографиях именно люди), что смотрят на тебя с глянцевой поверхности карточки. Тогда получится история, а не набор отдельных лоскутков. Фотографдокументалист ищет необычное в обычном. Он живет случайными встречами и мгновениями. Бирман, несомненно, мастер таких мгновенных, моментальных снимков. Он любопытен. Он хочет исследовать жизнь. Это читается в его черно-белых фотографиях.
Филипп Салаун
За последним, верхним поворотом лестницы открывается, пожалуй, лучший на выставке фоторяд. Это «Гуляния на канале Сен-Мартен» Филиппа Салауна. Ему удалось заснять праздник в черно-белом цвете, его контрастную графику и драму, вневременность события. Серия репортажная, не требующая даже комментариев, но рассматривать ее можно долго. Заглавная в этой серии — фотография человека с огнем.
Цвета, формы, человеческие лица… Все, мимо чего мы каждый день проходим, торопясь на работу или домой. Выставка «Париж-Германия» — возможность остановиться и посмотреть, какими видит нас, вечно спешащих, тот, кто смотрит на мир через видоискатель фотокамеры.
***
фото: Ольгер Бирман. Снимок из серии «Улицы Берлина»;работы Альбэна Мийо