Архитектура как машина времени
Никто еще не изобрел машину времени. А порой так хочется посмотреть, какой будет Тюмень через год. А если через несколько лет…
Заглянуть за завесу времени нам поможет Андрей Ворон-Ковалевский, начальник управления архитектуры городского департамента по архитектуре и градостроительству.
— Что будет через год? Сложно сказать… Архитектура, в частности, градостроители, планируют на более длительные сроки. То, что закладывается сейчас, — это на перспективу: реконструкция дорог и развязок, благоустройство набережной… Необходимо выработать единую концепцию пешеходной связи между объектами городского значения, парками, скверами, чтобы люди могли где-то на периферии оставить свой транспорт и свободно передвигаться пешком по центру.
— Как же будет воплощаться в жизнь эта единая пешеходно-транспортная схема?
— Строительством новых транспортных развязок и подземных переходов. Переходами на улице Республики в районе ДК «Строитель» и у фонтана по улице Тульской, на Пермякова (недалеко от автовокзала), на окружной автодороге (участок Учхоз — Плеханова — Ожогина) и рядом с поселком Верхний Бор… Конечно, новых развязок и переходов недостаточно, но это пока — ближайший период.
— А что же в будущем?
— Проблему надо решать комплексно — грамотно планировать застройку. Например, деловые объекты, офисные крупные здания мы уже стараемся не размещать в центральной части города. Для этого есть Алебашево (проект Алебашево разрабатывается), Бухарская слобода. Заречная часть может стать вторым городским центром. Туда вынесут объекты городского значения, торгово-развлекательные центры и жилые многоэтажные дома. Мы рассматриваем эту территорию как единую: район от Мельникайте до Бухарской слободы объединит набережная, она станет «лицом» города.
— И мы сможем прогуляться по тюменской набережной?
— Не так скоро. Строительство разбито на этапы. Ведутся берегоукрепительные работы, берегопонижение. Но пока нет единой архитектурной концепции, нет замысла.
Екатеринбургский проектный институт разработал проект, но он не утвержден, так как не учитывались подъезды, подходы. А ведь набережная должна работать на весь город. Из первого проекта что-то взяли за основу, но архитекторам и градостроителям еще работать и работать. Предстоит разработать градостроительную документацию. Сейчас Главное управление строительства Тюменской области планирует выделить на эти цели средства в бюджет. За год мы должны к этому прийти.
— А какой же должна быть набережная, чтобы вы пришли туда отдыхать со своей семьей?
— Во-первых, туда надо попасть. Я должен припарковать машину, выбрать интересные видовые точки на реку. Набережная — не тротуар, который просто пробежал от точки «А» до точки «Б». Она должна иметь объекты, сопутствующие прогулочной зоне, — кафе, выставочные салоны, площади для гуляний, концертные площадки — должна соответствовать масштабам города.
— Погуляли… А теперь давайте заглянем в другую часть города, хорошо? Что нового появится в облике тюменских микрорайонов?
— В целом их застройка кардинально поменяется. В сентябре примут новые городские нормативы по проектированию, обеспеченности автотранспортом, объектами соцкультбыта, дворовыми площадками… Например, на одну квартиру — одно «машино-место», представляете? Застройщик на своем участке, который мы предоставим ему под строительство многоквартирного дома, размещает стоянки. Если на самом земельном участке это не получится, тогда он обязан в радиусе пешеходной доступности построить паркинг. Будут также прослеживаться объекты соцкультбыта — детсады, школы, спортивные сооружения. Когда-то детские сады закрывались, переоборудовались. Сейчас, наоборот, в них большая потребность. Особенно в центральной части города. При проектировании новых микрорайонов это будет учитываться.
— Есть ли в ваших личных мечтах некий «идеальный» город, красивый город, в котором удобно жить? И — насколько близка к этому образу Тюмень?
— Во все времена архитекторы пытались найти модель идеального города. Например, в Греции были города-крепости с четкой системой кварталов, пирамидальной застройкой. Прошли времена — отношение к городу поменялось, он стал формироваться по принципу удобства проживания. В этом отношении у Тюмени есть перспективы. Хочется, чтобы это был красивый город с отдельно вынесенными деловыми кварталами и центром, привлекательным для пешеходов, отдыхающих и гостей.
— И через десять лет Тюмень станет такой?
— Через десять лет… Может, мы на летающих тарелках будем летать.
***
фото: новое строительство на перекрестке улиц Максима Горького и 50 лет Октября;Андрей Ворон-Ковалевский