Большой школьный рывок
Тюменские школьники в этом году по всем предметам показали результаты на ЕГЭ выше общероссийских.
Однако хлопать в ладоши, по словам заместителя главы администрации города Сергея Кабанова, еще рановато. Слишком много вопросов возникает при более углубленном анализе ситуации. Слишком неровно идут школы к своим успехам и неуспехам. Непонятно, почему недавно числившиеся на хорошем счету вдруг оказываются на дне, другие же, ходившие в середнячках, внезапно становятся «звездами»?
Непростой разговор о проблемах, связанных с подготовкой школ к выпускным экзаменам в формате ЕГЭ, шел вчера на координационном совете по реализации национального проекта «Образование».
В качестве эксперимента Тюмень начала сдавать единый государственный экзамен шесть лет назад. В этом году начался штатный режим. Теперь «фора» в «плюс один балл» будет действительна только для результатов тестирования по основным предметам: математике и русскому языку. По остальным можно и не надеяться, что итоговую оценку в аттестате подтянут до уровня выведенной в журнале годовой. Многих учеников старших классов несовпадение результатов ЕГЭ с текущими оценками очень тревожит. Фактически каждый шестой учащийся получил на ЕГЭ результаты ниже, чем в процессе учебы, и треть оценок по русскому и математике отличались от ожидаемых.
Чтобы выровнять эти показатели, надо найти причину несовпадений. В чем она? В низкой стрессоустойчивости юных? В неготовности к самостоятельному выбору, низкой мотивации на успех или в необъективности преподавателя? Как версия рассматривается и изменение национального состава учащихся школ. Раньше в Тюмени было только три учебных заведения с 10% учеников, для которых русский язык является неродным. Теперь их 12. Безусловно, это создает определенные трудности в преподавании.
Однако координационный совет пришел к однозначному выводу, что «национальный фактор» не является определяющим даже для экзаменов по русскому языку. Характерно, что в тех школах, где процент «нерусскоговорящих» приближается к 25%, результаты ЕГЭ не самые худшие в городе.
Сергей Кабанов уверен, что в низких баллах нельзя винить какихто «особых» детей, их «плохих» родителей, «неблагополучный» район или то, что «дано свыше», например, изменение системы подсчета результатов ЕГЭ. И если человеческий фактор влияет на успеваемость, то только с точки зрения качества организации учебного процесса. Это подтвердили директора «худших» и «лучших» школ.
В городе есть школы, лицеи и гимназии, стабильно показывающие высокие результаты и традиционно входящие в «золотую группу». Но есть и те, которые за последние два года сделали резкий рывок вверх, потеснив лидеров. Еще три года назад школа N 3 на Бабарынке не входила и в двадцатку лучших, а в этом показала лучшие в городе результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и географии, превышающие общероссийские показатели. Секрет их успеха, по словам директора школы Сергея Саулова, в тщательно разработанном плане подготовки. Причем, к каждому пункту этого плана надо подходить основательно, не для галочки. «Плотная» работа с родителями выпускников начинается здесь с начала учебного года, а не откладывается на потом. Кроме факультативов и участия в городских контрольных работах, ученики постоянно тренируются на демо-версиях ЕГЭ, по три-четыре раза в год проходят тренировочные тестирования по предметам. Это позволяет не только заранее выявить сильные и слабые места в знаниях учащихся, но и сделать бланки ЕГЭ «нестрашными», снимая излишнюю напряженность, которая «сбивает» учащихся, снижая качество их ответов. Но и с субъективными, и с объективными трудностями в школе успешно справляются.
Совсем другая картина в школе N 59 на Войновке. Здесь экзаменационные показатели по математике за год упали почти в полтора раза. Доводов, объясняющих почему так произошло, у директора школы Лидии Якимовой накопилось много. Отчасти их можно назвать объективными: в 10-й класс приняли всех детей, даже тех, от которых отказались «городские» школы, детей из неблагополучных семей, «общежитских», с ослабленным здоровьем. Школа пошла навстречу «слезным просьбам» родителей, но при этом с такой нагрузкой явно не справилась. Вылетела из обоймы «середнячков» и оказалась в самом «хвосте» по успеваемости.
Сергей Кабанов сравнил подобные объяснения неуспехов с оправданиями бегуна, у которого в проигрыше виноваты то неровная беговая дорожка, то тесные кроссовки. Процессом можно увлекаться сколько угодно, считает заместитель главы администрации города, нужен результат, «выхлоп». Все вопросы надо обращать, прежде всего, к себе: «Что именно ты сделал не так?» Тогда и «форс-мажор» будет преодолим, и школьная успеваемость резко пойдет в гору. А результаты ЕГЭ станут просто финишным показателем, за которым скрываются годы порой никому незаметных упорных тренировок.