X

  • 30 Август
  • 2024 года
  • № 93
  • 5592

Публика меняется вместе с фестивалем

Фестиваль «Сны улиц», организованный театром «Мимикрия», прошел в четвертый раз.

В прошлом году участники фестиваля говорили, что уличный театр способен изменить в городе моральный климат, правда, это произойдет очень медленно и почти незаметно. Зерно добра, упав в сухую почву… И так далее.

Однако не верилось, что возможны даже микроскопические изменения. Публика реагировала хамски.

Артист беззащитен. У него нет права ответить на откровенное хамство.

Он должен установить контакт со зрителем, при том не заискивая, а зритель, возможно, равнодушен к искусству, всего лишь остановился поглазеть на выступление, проходя мимо.

Но в этот раз тюменцев словно подменили. Неужели наконец-то начались перемены к лучшему? Мы так давно ждем их, что они уже, наверное, начались. И, судя по атмосфере нынешнего фестиваля, перемены грандиозные. Вместо вчерашних дикарей — люди, готовые понимать и любить. У артистов уличного театра появились поклонники. К немецкому человеку-оркестру Бернарду Шнайдеру выстроилась очередь за автографами: тюменцы помнили Бернарда по прошлогоднему выступлению.

В первый же день симпатии завоевали французы из театра «Пешеходная улица» (Страсбург). Артисты в больших гофрированных трубах двигались, будто два червяка, мелко подрагивая складками, извиваясь. Между «червяками» возникли отношения, на взгляд наблюдателя, предсказуемые, но забавные: от настороженного интереса через взаимную агрессию к робкой и трогательной любви.

Вот так же мы могли бы наблюдать, нисколько не утомившись однообразием, за поведением настоящих червяков. Сходство гофрированных труб с созданиями природы вызвало смех, в то же время брезжила догадка, что после уничтожения всего живого только трубы и останутся, будет имитация техническими средствами жизненных процессов. Недаром артисты «Пешеходной улицы» ратуют за охрану окружающей среды.

Спектакль «Camila», показанный на следующий день, продолжил шутливо заявленную тему: стало понятно, что «червяк» — действительно деяние человеческих рук, вначале покорное создателю, а затем поглощающее его. Спектакль произвел сильное впечатление благодаря выразительной игре, не нуждающейся в декларациях. Артисты — талантливые мимы и акробаты.

Выступления уличных артистов понятны без слов. Этим-то они и подкупают. Достижения технического прогресса лишь орнаментируют старинное искусство пантомимы, а развивается оно по своим законам.

Артисты из финского «Цирка Нового Света» провоцируют обывателя, не выходя на прямой контакт с ним, огражденные невидимой, непроницаемой стеной. Умело играют на психологических ожиданиях, обманывают, насмехаются над этими ожиданиями. Извлекают смысл из бытовых действий, творят драматургию из рядовых ситуаций.

В представлениях финнов важную роль играла вещественная оболочка. Артисты держались так, будто внешность не имеет значения, и даже типичное женское соперничество строилось не на соперничестве внешностей. Две актрисы сыграли отношения в физической стычке, телесном взаимодействии. Это была борьба темпераментов, а не лиц и фигур. Еще меньше значили одежда и обувь, с ними обращались небрежно, не берегли, не заботились об их привлекательности и чистоте. В этом открылось, быть может, самое правильное отношение к вещам. И если кто-то из зрителей возмутился, то в реакции возмущение не выразилось. Публика не отрывалась от представления, заинтригованная вопросом «что же дальше будет?»

Артисты из эстонского театра «Королевский Жираф», наоборот, дорожили зрительской поддержкой. Их красивые костюмы, красивые движения и подчеркнуто красивая музыка адресованы публике. Артисты чувствовали обращенные на себя взгляды и ловили их. В отличие от абстрагированного искусства, представленного финнами, эстонцы показали искусство, которое очень сильно нуждается в обожании толпы.

Клоун БО из московского цирка на «Цветном бульваре», тюменский иллюзионист Александр Яблочков и «укротитель воздушных шариков» канадец Шон Руни покорили виртуозным исполнением трюков и юмором.

Почти все участники четвертого фестиваля принадлежат к артистической аристократии, их поведение с публикой лишено дешевых уловок, им хватает мастерства и самоуважения.

В этот раз фестиваль начался за два дня до городского праздника, и именно преддверие праздника получилось удачным. Помимо Цветного бульвара «Сны улиц» распространились на Текутьевский бульвар и сквер Немцова. Это было мирное завоевание, и весьма успешное. Организаторы поняли, что фестиваль может существовать без официального повода. Но кто будет поддерживать артистов, если этот повод отпадет? «Привязка» ко Дню города обеспечивает финансовую устойчивость.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта