X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Факты и легенды одной тюменской семьи

«У нашей семьи фамилия Палкины» — так начинается одна из призовых работ конкурса «Я знаю о Тюмени все!» в номинации «Моя семья в истории Тюмени».

Благодаря конкурсу и автору очерка Сергею Михайловичу Палкину эта фамилия вновь приобретет в нашем городе известность. Потому что в разные годы члены семьи Палкиных занимали в городе заметные должности.

Сергей Михайлович работал над написанием истории собственной семьи не один десяток лет. Стараясь отыскать как можно больше сведений о своих предках, он посетил государственные архивы Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска и Перми.

— Все началось в 1969 году, когда, разбирая вещи только что умершего отца, я нашел серый сундучок. Помимо разных личных вещей, обнаружил в нем формулярный список с данными о том, где отец родился, учился… Тогда и возникло непреодолимое желание узнать, кто такой первый появившийся на земле Палкин…

По мнению Сергея Михайловича, его фамилия произошла от прозвища «Палка», которое получил за свою худобу крестьянин Андрей, живший на Урале в период царствования Петра Великого.

— В 1735 году, когда Михайло Ломоносов, учившийся в Славяно-греко-латинской академии, был отобран для продолжения образования в Петербургской академии наук, у Андрея Палки родился сын Осип, — увлеченно рассказывает Сергей Михайлович. — Так вот, сына уже стали называть Осипом Палкиным. То есть, сыном Палки. Он и есть основатель нашей фамилии, а его отец — основатель нашего рода. Такое вот совпадение в датах!

Впрочем, о дальних родственниках автору очерка известно немного. Подробная история семьи начинается с жизни его деда, Александра Гурьевича, родившегося в 1847 году. С этого же момента жизнь рода Палкиных оказалась тесно связанной с Тюменью.

— Дед был начальником станции Тюмень, отец — заведующим нашим тюменским телеграфом.

О своей маме Таисии Ильиничне Сергей Михайлович даже в очерке, состоящем в основном из сухих фактов, пишет с большой теплотой. А рассказывает о ней еще теплее:

— У мамы были удивительные глаза… Я помню, как мы жили в маленькой сырой квартирке двухэтажного кирпичного дома на улице Урицкого. От сырости мама заболела туберкулезом, стала кашлять. Пришлось переезжать в деревянный дом на улице Герцена. Этот дом до сих пор есть, его номер 30. В 1944 году мама работала в огороде, устав, прилегла на землю отдохнуть и простудилась. Началась пневмония, что при ее туберкулезе и плохом питании в военные годы означало смерть. Мама умерла, не дожив до 50-летия…

Отец прошел войну и вернулся домой, но и его в итоге забрала болезнь — инфекционный гепатит….

В моей семье были преподаватели русского языка и музыки, солдаты, погибшие на войне, репрессированные и инженеры, — перечисляет автор очерка. — А я врач.

Есть в этом уникальном материале фрагмент, напротив которого жюри поставило знак вопроса. Он повествует о том, как летом 1914 года, за две недели до начала первой мировой войны, Михаилу Палкину (тогда он работал телеграфистом в Тюменской почтово-телеграфной конторе) принесли для передачи в Петербург телеграмму от Григория Распутина, адресованную царице. В ней Распутин сообщал, что какая-то женщина ударила его ножом. Через время в руки Михаила Александровича попал ответ царицы Александры: «Скорбим о случившемся и молимся усердно Богу».

— Этот случай документально зафиксирован? — спрашиваю у Сергея Михайловича.

— Нет, мне об этом рассказывал отец, и я ему верю. Конечно, поскольку подтверждений нет, можно отнести этот случай к разряду семейных легенд и преданий. Но это действительно было.

— А насколько важна эта граница, отделяющая факты от бытующих в семье легенд?

— Я искал о своих предках все, что мог узнать. Мне хотелось рассказать своим детям, откуда взялась фамилия, которую мы носим, рассказать о предках, от которых мы унаследовали семейные черты. Я раскладывал на столе старинные фотографии, некоторым из них больше ста лет, вглядывался в лица. Есть документ, подтверждающий событие, или нет его — но это история моей семьи!

Сергей Михайлович показывает снимки. С черно-белых карточек смотрят люди: серьезный мужчина с богатой бородой — его дед Александр Гурьевич, строгий и очень похожий на самого Сергея Михайловича отец — Михаил Александрович, красивая женщина с внимательными, чуть печальными глазами — мама, Таисия Ильинична.

Вторую половину альбома занимают более современные снимки: жена Сергея Римма Александровна, дети Маргарита и Александр, внучка Кристина…

— Дети пока не интересуются историей своей семьи, у них другие заботы. Но я по себе знаю, что однажды наступит момент, когда будет снова открыт тот самый серый сундучок. Ведь что может быть интереснее истории собственной семьи?

***
фото: Сергей Палкин

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта