Новый хронометр ко дню рождения
Тюмень стала на год старше, и в честь праздника музей «Городская Дума» подарил ей… часы.
Правда, они — на здании музея, но все знают: дарить нужно то, что сам хотел бы получить в подарок. Механизм остался прежним, он сделан в XIX веке и служит до сих пор. А вот циферблат было решено заменить. Меняли его уже не раз: в 50-е годы прошлого века (этот циферблат хранится в музейном фондохранилище), затем — в 1986-м, когда Тюмень отмечала 400-летие. Подарок прослужил двадцать два года, и, признаются сотрудники музея, основательно поизносился. В зимнее время часы показывали время с погрешностями. Ведь часы были прямо под козырьком, где накапливался снег, замедляя ход стрелок.
Но основная причина новой перемены даже не в этом. В музее решили восстановить историческую справедливость: два столетия назад диаметр часиков был… на 20 сантиметров меньше, и стрелки были короче. Есть неопровержимое доказательство — в фондохранилище сохранилась часовая стрелка, бегавшая по кругу в XIX-м веке. Исходя из ее размеров, и узнали, каким был тот, первый циферблат и какими были стрелки. Это помогло определить диаметр циферблата, а восстановить его внешний облик помогли старые фотографии.
Циферблат — красивый и прочный, на его изготовление ушло несколько месяцев, а поручили эту задачу тюменским мастерам. Он — из нержавеющей стали, покрашен черной автомобильной краской и покрыт пятью слоями корабельного лака, защищающими от коррозии, — в общем, говорят в музее, служить будет долго. Лета ждали потому, что зимой проводить работы, холодно, да и покрасить ничего нельзя из-за низкой температуры.
Вчера мы увидели циферблат в холле музея. До установки оставались считанные минуты, и черный металлический круг с цифрами, покрытыми сусальным золотом, гордо стоял на войлочной подстилке, ждал, когда же его водрузят на место. Да, он явно тяжелый, и вблизи кажется гораздо больше — около полутора метров. Не то, что видишь издалека, проезжая мимо музея. Часовой мастер Леонид Парфенов похаживал вокруг него, протирал тряпочкой от пыли, любовался… Мы спросили, не волнуется ли Леонид перед столь ответственным моментом?
— Это для вас да для зрителей праздник, мне же — тяжкий труд. Вдруг часы не пойдут или что-то не так будет… Вообще, с ними проблем почти не бывает, хотя им 151 год. Я за ними ухаживаю с девяносто четвертого года. Так люди говорят, я-то думал, года тричетыре, сам-то за временем не слежу, мне это ни к чему. А до этого лет двадцать к часам был приставлен Павел Петрович Ларионов, он их и отреставрировал, шестеренки-барабаны поправил, вот и работают до сих пор. Завожу раз в неделю, смазываю механизм…
Мы посмотрели на табличку с информацией о часах: «Изготовлены в 1857 году крестьянином Успенской волости Алексеем Трусовым по системе московского механика Бутенопа … общий вес около 750 кг». Жаль, не бьют, говорит мастер, для этого нужны еще деньги, а их у музея пока нет. А как приятно было бы каждый час слушать мелодичный звон!
Леонид вдруг заторопился: пришло время установки циферблата. С крыльца нас попросили уйти — все-таки такую тяжесть поднимают почти на высоту здания. Мы наблюдали со стороны, как часовой мастер вместе с рабочим поднялся на подъемнике, и закипела работа. Сначала цифра 12 оказалась внизу, это заметили, и пришлось поворачивать циферблат. А чтобы подключить его к часам, потребовались инструменты и умелые руки Парфенова. Время он установил по своим наручным часам, их же, в свою очередь, сверил с московскими курантами.
И пошли стрелки по кругу, отсчитывая время, оставшееся до дня рождения города. А прохожие уже поднимали вверх голову и щурились от яркого солнца, отражающегося в золотых стрелках.
Помните, как один из героев фильма «Девчата» утверждал, что часы — лучший подарок любимой девушке? В музее «Городская Дума» с ним, наверное, согласились бы. Подарили любимому городу часы с золочеными стрелками, правда, побольше, чем наручные. Но ведь и любовь большая…
***
фото: Леонид Парфенов;устанавливают новый циферблат