Гимн непосредственности
Светлое, счастливое, гуманное творчество. Такими эпитетами сыпали искусствоведы, говоря о виновнике торжества. В пятницу в музее изобразительных искусств открылась юбилейная персональная выставка живописца и автора гипсовых скульптур Владимира Чугунова.
Владимиру Ильичу 75 лет. Родился в деревне Утешево. Всю свою жизнь он проработал на ДОКе «Красный Октябрь», последние 30 лет пишет «наивные» картины и лепит из гипса. Его работы экспонировались в Тюмени с 1983 года. Сегодня в архиве музея две картины художника, одна занесена в московский каталог.
Термин «наивное искусство» в искусствоведении заменил менее популярный и ограниченный «примитивное». «Основоположником» этого направления является французский художник Анри Руссо — Таможенник. Это был скромный таможенный служитель, который мечтал о путешествиях в далекие экзотические страны, но его путешествия ограничивались тем, что он срисовывал пейзажи тропических джунглей с журналов и энциклопедий. Работы этого самодеятельного художника заметили ценители искусства, увидели, насколько они свежи, непосредственны и самобытны. И сегодня, благодаря Руссо, «наивное» искусство необычайно популярно. В России самые известные его представители — Нико Пиросманишвили и Иван Селиванов. В Тюмени это — ныне здравствующие Леонид Коробейников, Геннадий Ханжин и Владимир Чугунов.
Искусствовед Наталья Паромова уточняет, что термин «наивное искусство» — не уничижительное определение, а скорее возвращение к детскому, непосредственному восприятию мира. И сегодня, когда никого не удивляет авангард и выдыхается постмодернизм, интерес к «наивному» искусству не иссякает. Паромова видит этот интерес и в том, что у зрителя при восприятии профессионального искусства возникает некая дистанция, а наивное — понятно и недистанцированно, зритель думает: «надо и мне так попробовать. А вдруг смогу?»
Читайте репортаж с выставки Владимира Чугунова во вторник в «Тюменском курьере».