Вокзальный июль
По всей Тюмени то тут, то там «кучкуются» люди с чемоданами, рюкзаками, прочей поклажей. В разгаре сезон отпусков. И, конечно, самая горячая точка скопления мигрирующих народных масс – железнодорожный вокзал. Здание вокзала постепенно преображается – идет капитальный ремонт. Сегодня изменился фасад серединной «свечки», где находится гостиница, эксплуатируются она и правое крыло вокзала. Левое – в лесах. Поэтому пассажиры лишены ряда удобств: нет возможности пройти к поезду через подземный тоннель, нет комфортабельного зала ожидания, не работают вокзальные киоски.
Нам с фотокором не пришлось долго ждать – дорожный репортаж сам шел в руки. «Поезд номер 68 Москва–Абакан прибывает на вторую платформу, четвертый путь» – и пассажиры заполонили мост, протянутый над рельсами. Началось испытание на выносливость и сознательность. Обливаясь струями пота, толпа молодых и не очень людей тащит огромные тюки поклажи на верхотуру, затем, чудом не скатываясь кубарем, спускается к платформам. Лихие цыганки, конечно же, игнорируют постоянно повторяющееся объявление диктора о том, чтобы переходили через мост – спешат к поезду напропалую через рельсы, таща за собой детишек.
Спешим за вьючными людьми: «Трудно было купить билеты?» – «Да их вообще нет! Взяли елееле!», – отмахиваются, не оборачиваясь.
Идем на вокзал поговорить с ожидающими, разведать, насколько комфортно внутри помещения. Подходим к женщине с усталым взглядом, явно только присевшей. «Расскажете о своем путешествии?» Оказалось, что Татьяна в Тюмени проездом из Нижневартовска в Абакан. И как раз на отъезжающий сейчас поезд ей билетов не хватило. Взяла на последние деньги билет на завтрашний «экспресс». Сутки Татьяне придется сидеть на железных стульчиках, потому что рассчитывала на билет за 1500, а взяла за 2300, и денег на гостиницу просто нет. Спрашиваем, нельзя ли было взять билеты предварительно, отвечает: «гиблый номер». «И кому надо в этот захолустный Абакан, что нет билетов?! Да просто поездов мало, и хоть зарапортуйся – не добавят», – добавляет она с понятной грустью.
Может, оттого, что билетов практически нет, и народа на вокзале – не битком, и у касс очереди скромные. Еще пару лет назад они были в разы длиннее. Звоню начальнику управления производственного участка по оформлению проездных документов Уральского железнодорожного агентства Яне Фоминой. Узнаю, что дополнительных рейсов на лето не бывает. Есть только один – до Анапы. Тарифная же сетка та же, что всегда. Сейчас тарифы выросли на два процента (по сравнению с апрельскими), с 26 июля цены поднимутся еще на шесть процентов. Осенью снова снизятся.
Кстати, в небольшом зале железнодорожного вокзала хоть и нет кондиционеров, дышать можно, тут менее душно, чем на улице. Под солнцем же ждать поезда – чревато. Подъехала машина скорой помощи: у мужчины лет сорока сердечный приступ, привокзальная медсестра прячет шприц, в машине – суета вокруг больного.
Но вот и приятное наблюдение: нет ни внутри, ни снаружи обычной вокзальной картинки – побирающихся или спящих бомжей. В Москве, к примеру, их у вокзалов море. Здесь, в Тюмени, видимо, лучше работает милиция…
Пытаюсь узнать, как скоро будет завершена реконструкция, не задерживается ли срок ее окончания. В понедельник работ на строительном участке вокзала не видно. Один из сотрудников вокзала, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что реконструкция идет по плану. В сентябре левое крыло будет завершено. Расширится общая площадь вокзала. Подземные тоннели уже сейчас почти готовы. В обновленном вокзале будут плазменные панели с информацией о поездах, энергосберегающее освещение и другие современные изыски.
Журналистское любопытство несет меня в новенькую привокзальную гостиницу с тремя звездочками на фасаде. Сюда нашей Татьяне попасть абсолютно не светит: 3200 рублей – одноместный номер, 4200 – двухместный, 5500 – люкс. Но «наполняемость» хорошая – летом гостиницы в дефиците. Как и билеты на поезда. Ну, хотя бы ждать своей участи пассажиры будут с комфортом.
***
***
фото: вынужденный подъем с поклажей; в зале ожидания; скорая у вокзала.