X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Улица имени отца

Улица Ковалева – одна из самых красивых в деревне Плехановой. Ее по праву называют гостевой – широкую дорогу недавно защебенили, провели освещение, построили новый фельдшерский пункт… Здесь, в небольшом домике N 34 живет Михаил Ковалев, сын ветерана Великой Отечественной войны Василия Яковлевича Ковалева, в честь которого названа улица.

Лучший гармонист

До войны Василий Яковлевич был матросом, плавал по рекам.

С женой Александрой Васильевной воспитал шестерых детей: Таню, Нину, Николая, Сергея, Михаила и Андрея.

– Василий Яковлевич был строгим отцом? Есть ли какие-то его слова, которые вы часто вспоминаете?

– Отец много не говорил, учил своим примером, – вспоминает Михаил Васильевич, – Его в деревне все знали и любили, потому что он уважительно относился к людям. Был лучшим гармонистом. По праздникам народ собирался около нашего дома, здесь стоял клен (сейчас он, к сожалению, засох) – устраивали посиделки, пели песни…

Раньше в деревне было очень весело, семьи были большие. Мы с ребятишками играли в игры, которые сейчас уже забываются – в «чику», в «чижа», в лапту…

«Два землякау меня там было…»

В 1941 году Василий Яковлевич ушел на фронт в составе 368-й Краснознаменной стрелковой дивизии.

– Он был очень простой и добрый человек, – вспоминает Михаил Васильевич. – И была у него какая-то особенная дружба. Однажды рассказывал мне такую историю. У белофиннов, с которыми воевала 368-я дивизия, были очень меткие стрелки – «кукушки», слыхали? Залазит стрелок на дерево, прячется в ветках и высматривает солдата. Увидит – стреляет. Подходят сослуживцы, чтобы забрать раненого – опять стреляет…

У Ковалева был друг-татарин. И его однажды вот так подстрелила «кукушка». Боец лежит, на помощь никого не зовет, понимает, что на него, как «на живца», будут ловить других. А Василий Яковлевич увидел беду и пополз выручать. Снайпер начал стрелять. Пришлось Ковалеву прикинуться мертвым и дождаться темноты. Нельзя было даже шелохнуться. Иначе – конец. А ночью вытащил друга.

– Этот татарин потом приезжал к нам в гости, и говорил, еще с сильным акцентом: «Дурак, Васька! Тебя же могли расстрелять!». А отец отвечал: «У меня там два земляка было – Василий Перевалов да ты».

Мина-обманка

Хоть Ковалев и вернулся домой, к семье, война погубила его через много лет, в мирное время, считает Михаил Васильевич.

– Отец был минером – закладывал мины или обезвреживал вражеские – прокладывал дорогу для наших. У него даже были два знака «Лучший минер», которыми он очень гордился. Однажды отец попался на мину-ловушку, и ему раздробило палец на ноге – единственное ранение за всю войну. Ходить было неудобно – решил сделать операцию. Видно, неудачно получилось, началась гангрена…

Когда устраивали встречи с ветеранами в школах, ребятишки задавали обычный простой вопрос: неужели вам не было страшно?

– Нет, – говорил Василий Яковлевич, – минер умирает один раз.

Ковалев-сын

– О чем вы думаете, когда вспоминаете, что живете на улице, названной в честь вашего отца? – спрашиваю у Михаила Васильевича.

– Это приятно, – размышляет он, – и налагает большую ответственность – например, я никогда не могу позволить себе выпить лишнюю рюмочку, и с жителями стараюсь быть всегда вежливым…

Ковалев-сын – в прошлом военный, а сейчас охранник – переехал в родную деревню из города лет пять назад, а в родительском доме поселился совсем недавно. Сейчас приводит его в порядок – планирует починить крышу. Занимается огородными делами и своей коллекцией старинных предметов быта – самовары, утюги, коромысла, ухваты…

Михаил Васильевич жалеет, что знает об отце не так много, как мог бы. Собирает всю информацию и воспоминания по крупицам.

– Вот, недавно мне ее в ателье подретушировали, – бережно выносит он на крылечко небольшую фотографию отца в рамке, – хочу еще сделать большой портрет.

***

Когда-то на родной улице Михаила Ковалева был небольшой пустырь, где мальчишки гоняли в футбол. Три года назад здесь открыли мемориал «Чтим и помним», в память о жителях Плехановой, которые защищали Родину в Великой Отечественной войне. Место для мемориала выбрали не случайно. Отсюда отцы и деды уходили на фронт.

***

***
фото: Михаил Ковалев; улица Ковалева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта