Мирный рассвет в Брестской крепости
Делегация тюменских ветеранов и студентов вернулась из Бреста. В ночь с 21 на 22 июня на территории Брестской крепости, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских войск 67, тюменцы встретили мирный рассвет. Председатель городского совета ветеранов Василий Малков приехал в Белоруссию в десятый раз. Он воевал под Сталинградом, а в конце войны по дороге на Берлин ему довелось пройти с боями по белорусской земле.
Несмотря на почтенный возраст, в самую короткую ночь года тюменские ветераны болели за российскую футбольную сборную, а уже в три часа ночи поехали на митинг памяти в крепость-герой. Из Москвы в Брест прибыл поезд Памяти с представителями молодежных и патриотических организаций. Воспитанники тюменского детско-юношеского клуба им. А.М. Кижеватова привезли сюда боевое знамя 393-го Отдельного артиллерийского дивизиона.
В 4.15 из динамиков раздался гул самолетов и жуткий грохот разрывающихся бомб, но и он заставил людей испытать волнение. (Кстати, за здоровьем тюменских ветеранов в поездке следила врач Нина Сабанова, которая уже была с ними в Берлине, Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде). На сцене читали мирные, довоенные письма из крепости, а затем по реке Буг, которая разделяет Польшу и Белоруссию, поплыли венки.
Немецкое командование рассчитывало взять Брестскую крепость, где к моменту нападения размещались восемь тысяч солдат и 300 семей командиров, за восемь часов. Защитники продержались 32 дня. Кстати, на взятие Польши фашистским захватчикам понадобилось всего три недели. При штурме крепости немецкая пехотная дивизия потеряла в три раза больше личного состава, чем за всю польскую кампанию. Тюменский фронтовик Тимофей Ермаков справедливо заметил: если б все так дрались, как защитники Брестской крепости, то до Москвы бы враг не дошел.
После мощного артобстрела, к изумлению врага, Брестская крепость осталась не разрушенной. Очевидно, секрет был в кирпиче и его кладке. Крепость возводилась в середине XIX века при Николае I из особого материала. Глину доставляли из Китая и с Урала, смешивали со свинцовой стружкой и яйцом. А перед тем, как выложить, кирпич вымачивали в известковой воде.
Экскурсоводы рассказывают такую легенду. Император Николай I, приехавший в очередной раз в Брест, поинтересовался у солдата: «Как думаешь, из чего этот кирпич?» – «Из глины» – «Нет, из золота, потому что я плачу за него золотом».
… На территории бывшего Советского Союза в настоящее время живет всего 80 участников обороны Брестской крепости. В Белоруссии их двое. Один из них – Петр Котельников, которому в 1941 году было 12 лет, 22 июня пришел на митинг. Он вспоминал, что фашисты преградили все подступы к реке Мухавец – раненые бойцы, женщины и дети умирали от жажды. Солдаты пробирались к воде ползком и короткими перебежками. Они были как на ладони, ведь территория постоянно обстреливалась немцами, поэтому возвращались в крепость немногие.
Защищая Брестскую крепость, в первые дни войны погиб дед воспитанника Тюменского детскоюношеского клуба имени А.М. Кижеватова Дмитрия Иванова. Второй дед ушел в партизанский отряд и за время оккупации родной Беларуси пустил под откос 15 вражеских поездов. Именно благодаря этой поездке (организованной территориальным отделением партии «Единая Россия», администрацией г. Тюмени, Тюменской городской Думой и городским советом ветеранов) Дмитрию удалось найти и познакомиться со своими родственниками.
… Днем раньше тюменцы возложили цветы к Вечному огню и главному монументу защитникам Брестской крепости скульптора Александра Кибальникова. Утром 22 июня вместе с белорусскими ветеранами в крепость пришли тюменские фронтовики Василий Малков, Сергей Соловьев и Тимофей Ермаков. Они участвовали во встрече российского и белорусского президентов. Всего на митинге, посвященном началу Великой Отечественной войны, собралось шесть тысяч делегатов из двух государств, среди них – дети и участники Великой Отечественной, те, кто в годы войны работал в тылу. Президент РФ Дмитрий Медведев побывал в Бресте впервые. А Александр Лукашенко в свое время служил на западной границе Белоруссии, на 11-й пограничной заставе имени А. М. Кижеватова. Кстати, днем позже тюменской делегации удалось побывать и там – гостям показали быт пограничников, даже приусадебное хозяйство. Тюменцы вручили офицерам телевизор и книги о нашем городе.
Встречаясь с президентами двух стран, ветераны говорили об объединении.
– Мы на фронте говорили так: Белоруссия – родная, Украина – золотая, – вспоминал москвич Иван Семенович Чернышев, кавалер ордена Славы II степени. – Для нас, российских ветеранов, брестчане, минчане, гомельчане – это наши, родные люди.
Хлебом-солью и словами благодарности за жизнь и мирное небо встречали тюменских ветеранов в сельскохозяйственном производственном кооперативе Остромечево. Гостей ждали концерт, обед и экскурсия по хозяйству – яблоневым садам и улицам ухоженного села.
Средняя зарплата в этом передовом белорусском хозяйстве, которое производит столько молока и хлеба, что весь Брест можно кормить в течение года, составляет 350 долларов. Коров здесь доят под классическую музыку, за порядком на улицах следят с помощью экрана санитарного состояния приусадебных участков. Кроме того, здесь есть небольшая звероферма, где разводят норок.
Жители Остромечево очень сердечно встретили тюменцев.
Поездка в Брест – это первая совместная поездка тюменских ветеранов и студентов. Россия готовится к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Указом, подписанным Президентом РФ в 2007 году, утвержден план мероприятий, предусматривающий встречи ветеранов и молодежи в местах боевой славы.
В планах Тюменского городского совета ветеранов – поездки в Санкт-Петербург и на Дальний Восток.
***
***
фото: хлеб-соль для дорогих гостей из Тюмени; у мемориала; крепость-герой хранит на себе следы жестоких боев 1941-го.