X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Под маской плюшевого пледа

Лучший сувенир из Сеула – это тканевая маска на лицо. Они продаются повсюду, не только в аптеках, но и в маленьких магазинчиках вроде наших круглосуточных ларьков среди других товаров первой необходимости. Защитная маска стала таким товаром пять лет назад, в апреле 2003 года, когда по Юго-Восточной Азии прокатилась волна атипичной пневмонии. Правда, в Корее было на удивление мало заболевших и ни одного смертельного случая, в то время как в соседнем Китае вирус унес жизни сотен людей. Это было как-то нелогично.

Логично было предположить, что разгадка кроется в национальных особенностях. И первая из особенностей – кухня. Корейская кухня очень острая, а ее гвоздь – маринованная капуста, по-корейски ее называют кимчи. Так распространилась идея, что противостоять смертоносному вирусу корейцам помогает именно кимчи. Потребление кимчи выросло в несколько раз.

Хотя, казалось бы, куда уж больше. И без того кимчи – обязательный компонент любого корейского обеда. И даже не корейского. Так, когда подали обед в самолете компании «Аэрофлот», летящем из Сеула в Москву, корейские пассажиры дружно повытаскивали какие-то баночки и принялись добавлять их содержимое к макаронам по-аэрофлотски.

По сообщениям информационных агентств, баночку кимчи взяла с собой в космос и первый южнокорейский космонавт Ли Со Ен.

Квашеную капусту разных сортов продают и в международном аэропорту Инчон, ее, согласно новым требованиям авиационной безопасности, упаковывают в прозрачный пластиковый пакет. Какую угрозу авиационной безопасности таит капуста, я догадалась не сразу, хотя юная продавщица в «дьюти-фри» очень серьезно расспрашивала меня, сколько часов в дороге мне предстоит провести, советовалась с другими продавцами и что-то высчитывала. Утром следующего дня, уже дома, я вытащила пакетик с кимчи из дорожной сумки и обнаружила, что он чудовищно раздулся и вот-вот взорвется. Выбрасывать было жалко, и я аккуратно проткнула его. Пахло очень аппетитно. Он и сейчас так пахнет, этот пакетик с корейской капустой, который до сих пор хранится у меня в холодильнике. Я очень экономно его использую – кладу понемногу в первое и второе (только детям не говорите).

Говорят, что кимчи убивает бактерии и укрепляет иммунитет (вообще-то на самом деле полезная еда). Так или иначе, но в Южной Корее действительно зарегистрирован только один официально подтвержденный диагноз SARS. Заболел мужчина, вернувшийся из поездки в Китай.

Однако уже в 2004 году появилась новая беда – H5N1, вирус птичьего гриппа. Ученые заговорили о возможности пандемии, которая унесет жизни каждого третьего человека на земле, если вирус птичьего гриппа мутирует и «научится» передаваться от человека к человеку… мол, вопрос времени…

Особенно если учесть скученность населения в азиатских странах. К примеру, в Сеуле двадцать миллионов жителей, а площадь города – шестьсот квадратных километров (для сравнения, площадь Тюмени – 639 квадратных километров).

Огромный муравейник, он становится все плотнее: пятиэтажки сносятся, на их месте строят дома в двадцать пять этажей – земля в Сеуле очень дорогая (квадратный метр в центре может стоит до 50 тысяч долларов). На каждом пешеходном переходе рисуется не одна «зебра», а две, со стрелочками, указывающими направление движения. Чтобы не возникали пешеходные пробки… Про метро вообще не говорю. Мне показалось необычным, что в вагоне никогда нет свободных сидячих мест. Если освобождается место, тут же кто-то спешит его занять, даже если ему придется втиснуться между неопрятного вида стариком и прыщеватым подростком. Такое впечатление, что корейцы, привыкшие к тесноте, в пустоте начинают чувствовать себя неуютно.

Страшно представить, что в таких условиях может наделать вирус, передающийся воздушно-капельным путем. Никакая квашеная капуста не поможет.

Вакцины нет и не может быть, пока мутация не произойдет. Современные высококачественные противовирусные препараты слишком дороги… Поэтому самым простым и самым надежным средством профилактики является обычная повязка, закрывающая нос и рот.

Корейцы очень дисциплинированные и ответственные люди, и этим достойны всякого уважения. Сказали им, что нужно надеть маски – все надели.

Меня поразил случай, о котором я читала на сайте какого-то информационного агентства. Корейский самолет задержан в аэропорту Окленда, все пассажиры помещены в карантин из-за того, что у одной пассажирки в полете проявились симптомы, сходные с симптомами птичьего гриппа (в частности, рвота). После проверки оказалось, что птичий грипп ни при чем, а виноват гастроэнтерит. Но удивительно, что о подозрительной пассажирке санитарным службам аэропорта сообщил сам экипаж южнокорейского лайнера! Вот это ответственность, я понимаю. Нам бы поучиться у корейцев ответственности. Только я не знаю как.

Кстати, наша шутка (см. «Тюменский курьер» за 1 апреля) про то, что проблему пробок будут решать при помощи ограничения использования личного автотранспорта – для Сеула вовсе не шутка, а реальный факт. Такое решение (по четным дням недели запретить использование частного автотранспорта с четными номерами, по нечетным – с нечетными) приняли местные власти накануне финала чемпионата мира по футболу. А в день финальной игры использование личного автотранспорта было запрещено совсем.

А теперь попробуйте представить себе то же самое у нас…

Сейчас, когда страсти вокруг атипичной пневмонии и птичьего гриппа немного улеглись, корейцы продолжают носить «намордники». Видимо, по инерции. В сеульском метро я видела рекламный плакат: фотография счастливой корейской семьи, все улыбаются, а вокруг рта и носа кожа заметно более светлая, чем на остальной части лица, покрытой, как можно догадаться, слоем смога. Как будто они только что сняли маски, чтобы сфотографироваться на память.

Загазованность – это тоже проблема для такого мегаполиса, как Сеул. А еще, говорят, время от времени случаются пыльные бури, которые несут из Китая песок со следами тяжелых металлов.

Конечно, таких картинок, какие показывали у нас в сюжетах новостей в период разгула атипичной пневмонии – толпы служащих в черных пальто с белыми масками на лицах, – таких картинок я в Сеуле не видела. Но маски носят, в первую очередь дети и старики.

А еще их надевают… для тепла. На острове Чжечжу, главном корейском курорте, где морской воздух, кругом природные заповедники, ботанические сады и плантации мандаринов, тоже мне попадались люди в разноцветных намордниках. Потому что зима, прохладно. А в одном из чеджудосских музеев я встретила небольшую компанию пожилых корейских туристов. Они тоже все были в масках! Ничего, что в помещении? Видимо, привычка. А может, склероз.

На обратном пути мы сделали остановку в Москве и навестили друзей. У них маленький ребенок, а живут они в Химках, поэтому мы подарили им маленькую масочку с изображением Пикачу. Они сказали – спасибо, но надевать ее ребенку мы не будем: а то еще поколотят.

***

***
фото: люди и маски (вверху и в центре); плюшевый мишка «Ван-Гог», видимо, только что снял маску; в Корее маски носят не все.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта