Уже не больше, чем поэт…
В Тюменской государственной академии культуры и искусств состоялся литературный вечер. Поводом для него было 80-летие известного ученого, доктора философских наук, профессора, академика Российской академии социальных наук Федора Селиванова. Вел вечер сам Федор Андреевич. Зал был полон: пришлось принести дополнительные стулья. Селиванов, яркий, незаурядный преподаватель, имеет успех у студентов: молодежь пришла послушать любимого педагога. Всем желающим он дарил свои сборники рассказов и сказок «У речки Каменка».
Волнующим моментом стало вручение призов победителям студенческого конкурса. За лучшие научные работы награждены Егор Добрынин, Ольга Вербицкая, Ольга Карева, Анжелика Герасимова, Александр Ляхов. Подарки и грамоты достались и тем, кто отличился талантом в поэзии и прозе.
Философ выступать не планировал – он предоставил эту привилегию гостям. Предупредил: никаких хвалебных речей и поздравлений. Предложил читать стихи и говорить о литературе.
Первым взял слово поэт Николай Денисов (он же председатель Тюменского отделения Союза писателей России). Из его выступления стало ясно: люди сегодня пишут, как никогда, много стихов. Поток желающих «оседлать упрямого Пегаса» не скудеет. Вот только уровень большинства присылаемых рукописей весьма слаб.
Прозаик Виктор Строгальщиков, автор романов «Слой» и «Край», отметил: мало кто из грамотных людей в юности не грешил стихами. «Я сам придумал лучшую, как мне казалось, рифму к слову «работа» – «неохота», – признался Виктор Леонидович. – И понял, что на этом мой вклад в поэзию закончен». Попав в литературную среду, Строгальщиков понял, что есть две позиции власти по отношению к писателям. Первая – водить на поводке, вторая – бросать. Виктору Леонидовичу ближе последнее…
Лирики принялись знакомить публику со своим творчеством. Николай Денисов читал стихи о знойных красотках-туземках, навеянные заокеанскими путешествиями. Все читатели Николая Васильевича знают, что он плавал за границей, работая коком на корабле еще в доперестроечные времена.
Художник Виталий Огородников прочел об экскурсии по залам Эрмитажа. Детский поэт Александр Шестаков – про закаленного мышонка, активного приверженца здорового образа жизни, столь модного в наши дни. Мышонок, который делал зарядку, кажется, понравился, судя по бурным аплодисментам. Вообще, реакция аудитории была достаточно благосклонной: хлопали всем.
Свою долю аплодисментов получил и болгарский поэт Румен Ангелов. Гость из этой солнечной страны, выступая, сказал, что стихи – это суть человека и его визитная карточка. Добавив, что он не любит печататься, господин Ангелов с русского языка перешел на свой родной и прочел несколько стихотворений. Я полагаю, точного значения слов никто не понял, зато смысл уяснили. Да и слушать красивую певучую речь было приятно.
Живописец Александр Павлов развлек слушателей эпизодом из жизни. Когда он писал этюды на природе, его картинами заинтересовались двое любителей выпить – жители соседней деревушки. Долго глядели они на мольберт – Александр Николаевич даже решил, что эти товарищи прониклись очарованием пейзажа. Иллюзия рассеялась, когда один зритель спросил: «А правда ли, что вам голых женщин можно рисовать?» Пришлось художнику ответить: да, во время учебы…
Затем пригласили «на сцену» молодых сочинителей, студентов вышеупомянутой академии. Симпатичная девушка, подражая, видимо, ходячим образам поэтесс «серебряного века», не без жеманства декларировала про «любимую Цветаеву». Другая, не менее симпатичная, расписывала лирическую героиню, которая «упала со стола» – проявлялся неуместный эпатаж… Слушая подобные вирши, начинаешь скучать по нормальной человеческой поэзии.
Литературному вечеру явно не хватало литературы. Закончился он достаточно быстро. Ожидаемых вопросов от публики не последовало. Миновали те дни, когда наши сограждане с обожанием ловили каждую фразу любого творческого деятеля. Поэт в России уже не больше, чем поэт.