Как защититься от телефонного мошенничества
«На дурака не нужен нож, ему немножко подпоешь и делай с ним, что хошь!», – пела лиса Алиса, облапошивая Буратино. Сегодня семь процентов жителей юга Тюменской области – такие «Буратино поневоле», жертвы телефонного мошенничества. Во вторник на пресс-конференции «Мобильное мошенничество и борьба с ним в Тюменской области» о проблеме рассуждали представители ГУВД, «Вымпелкома», ГИБДД и даже профессиональный психолог.
Виталий Крюков, начальник управления уголовного розыска ГУВД области, привел невеселую статистику. За пять месяцев этого года украли телефоны у 2043 граждан юга области (30 процентов всех краж), грабительски «увели» аппараты еще в 995 случаях (57 процентов от всех грабежей). Совершено 220 актов мошенничества (из них 141 – в Тюмени). И хотя цифры меньше, чем в прошлом году, ситуация остается критической. Мало того, что сотрудники милиции вынуждены работать с этой «мелочью», не успевая раскрывать серьезные преступления. Еще и раскрываемость очень низкая. Наши мошенники умудряются дурить жителей Курганской, Свердловской, Иркутской и даже Сахалинской областей. Звонят наобум, «методом тыка», – и срабатывает телефон доверчивого абонента с другого края страны. Хоть смейся, хоть плачь: тюменцы выманили 15 тысяч рублей у простака из Южно-Сахалинска, а командировка сотрудника УВД стоила 50 тысяч. И ехать необходимо!
Занимаются мошенничеством в основном те, кто… отбывает срок в местах заключения. Охранники конфискуют у них телефоны, друзья заключенных поставляют им новый «товар».
Еще один нелепый случай: учительница из села поверила звонку о том, что выиграла в Тольятти автомобиль «Ока». Только, мол, чтобы его получить, необходимо приобрести путевку в Египет. И за два месяца доверчивая селянка перечислила мошенникам 42 тысячи рублей. Естественно, ни путевки, ни «Оки» она не получила.
Способы для выманивания денег отпетые негодяи придумывают блистательно, давят на самые больные мозоли. Звонят матери, что сын сбил сотрудника ГИБДД. Срочно нужно от пяти до двухсот тысяч рублей. Как узнают телефоны родственников? Просят вашу трубку, потому что «разрядилась своя», вставляют туда симкарту и скачивают вашу личную информацию (обо всех мошеннических ухищрениях милиция и сотовики журналистам не рассказывают – жулики могут взять на заметку опыт «коллег»).
Как же простому гражданину защититься от негодяев? Прежде всего, нужно владеть информацией. Так, например, мама водителя должна знать, что весь ущерб от столкновения на дорогах сегодня выплачивает страховая компания. О личности пострадавшего всегда сообщит в ГИБДД медицинское учреждение – здесь тайны нет.
Чтобы защититься от грабежа (а страдают на улицах города в основном молоденькие девушки (меньше – пожилые), дети и люди «под шафе»), не нужно разговаривать на ходу, особенно на пешеходном переходе. Лучше отойти чуть в сторону. Если у вас просят телефон – не давайте. Если человеку нужно срочно позвонить, вы сами сможете набрать необходимый номер и передать информацию. Родители должны предупреждать детей, чтобы те не отвечали на чужие звонки и не кичились своими аппаратами перед друзьями на улице. Если же все-таки мошенники отобрали у ребенка телефон, он должен оперативно об этом рассказать, не бояться, не скрывать пропажу от родителей.
В случае же неожиданного «сюрприза» от якобы вашей сотовой компании или якобы радио, не нужно поддаваться первичной эйфории. Остановитесь, подумайте, взвесьте: с чего это вдруг вам привалило бесплатное счастье?
Чтобы знать психологию мошенника, нелишне прочесть книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Вы изучите свыше ста приемов психологического манипулирования и, скорее всего, никогда не попадетесь на удочку прохвостов. Не забывайте и о своем жизненном опыте. Глупо повторять однажды совершенные ошибки.
Главные орудия телефонных мошенников – скорость и дистанционный контакт. То есть они говорят на расстоянии – вы не видите их предательских глаз, – и очень убедительно советуют немедленно перечислить платеж пострадавшему родственнику.
Кстати, наказание за телефонные махинации – строгое. Братья Сориковы «сидят» 9 и 13 лет.