Процесс по делу Хижнякова: день пятый
«Сотрудник оперативно-розыскной части диктовал свидетелю обвинения его показания», – так считает адвокат Таихант Хашиева.
Вторник. Суд Ленинского округа города Тюмени. Зал заседаний N 10. Родственники подсудимых перешептываются между собой. Ирина Мержоева говорит:
– 4 июля обе – и судья, и обвинитель – уходят в отпуск на месяц. Входит судья Надежда Сусан и объявляет процесс продолженным. Георгий Хижняков встает и спрашивает:
– Я могу ознакомиться с протоколом судебного заседания?
Судья разъясняет:
– Нет, с протоколом можно ознакомиться только в целом по окончании судебного заседания, согласно Уголовно-процессуальному кодексу.
Вызывается потерпевший Геннадий Калинин, у которого 15 марта 2002 года от гостиницы «Прометей » был украден джип «toyota land cruiser». Он поясняет:
– Возле отеля «Тюмень» я зашел в банк, чтобы обменять доллары на рубли. Следом за мной зашли два молодых человека. Они стали очень увлеченно изучать информацию на стенде. Выйдя из банка, я сказал жене: какие-то подозрительные личности. Я знаю, что в Москве есть такая практика – выслеживают в банке, а потом на улице грабят. Поехали к дочери на улицу Осипенко. Следом во двор заехала автомашина ВАЗ-2108 или 2109 светлого цвета – белого или бежевого. Водитель машины вел себя странно: во двор заезжать не стал, а дал задний ход.
Потом потерпевший рассказал о том, как он вновь вернулся к отелю «Тюмень», но автомобиль поставил у гостиницы «Прометей». Зашел внутрь к знакомому, не застал того на месте, а выйдя на улицу, не обнаружил свой джип.
В диалог вступил Хижняков:
– Прошло пять лет, и вы вспомнили очень много подробностей, которых в первом протоколе допроса нет.
– Я рассказывал, но следователь, молодая девушка, видимо, не посчитала нужным записать все, – настаивает Калинин. После обеда заседание продолжилось. Гособвинитель Тамара Стафеева обращается с ходатайством допросить свидетеля Ярослава Донника «в отсутствии визуального наблюдения» в связи с его опасением за жизнь и здоровье.
Ходатайство удовлетворили. В результате голос Ярослава звучит из соседней комнаты совещаний через приоткрытую дверь:
– Я знаю Ахмеда Мержоева. Моя мама работала вместе с его женой в следственном изоляторе в одном коллективе. Он приезжал к моим родителям, жарил шашлыки. Я думаю, он отвлекал родителей от меня, чтобы заставить снимать для него гаражи. Всего я снял два гаража в кооперативах «Коллектор- 1» и «Коллектор-2» возле Дворца спорта. А в гараж кооператива «Вертолет» он привез меня насильно, запугивал меня, угрожал пистолетом, чтобы я стоял на «стреме», когда он разбирал там автомашину ВАЗ-2112…
Вопрос государственного обвинителя:
– Вы видели, что Мержоев следит за автомашинами?
– На улице Мельникайте стоял джип «prado». Мержоев его рассматривал, потом звонил по телефону, говорил не по-русски. Я слышал слово «прадо».
В это время адвокат Хашиева обратила внимание судьи на то, что вместе со свидетелем в комнате совещаний сидит… сотрудник оперативно-розыскной части Санзяпов – адвокат разглядела его через щель между дверью и косяком– и якобы диктует Ярославу Доннику его показания из протокола.
Судья тотчас удалила оперативника из комнаты, свидетель стал отвечать на вопросы более путано. Вновь встал Георгий Хижняков и заявил ходатайство, чтобы в зал суда не допускались оперативные работники, работавшие по данному уголовному делу. Ходатайство удовлетворено не было. Зато удовлетворили ходатайство защиты о приобщении к делу копии свидетельства о рождении дочери Евгения Худолеева и характеристику на него, где есть такая строка:
«Нацелен на нахождение компромиссных решений».
В судебном заседании объявлен перерыв до 10 часов утра четверга, 19 июня.