X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

33 сантиметра навстречу

С 1 июня городские автобусы, предназначенные для перевозки инвалидов, будут работать по-новому. С того самого момента, когда низкопольные ЛиАЗы появились на улицах Тюмени, возник вопрос, кто и как будет помогать инвалидам-колясочникам заезжать в салон автобуса. Первая эйфория быстро прошла. Колясочники забраковали предназначенные для них удобства, так как в результате чьей-то технической недоработки все благие намерения, казалось, пошли насмарку. Самостоятельно заехать даже на низкопольную площадку автобуса инвалидам по-прежнему было невозможно. И угол наклона не тот, и поручни соответствующие отсутствуют, и расстояние от земли высоковато. Все эти «мелочи» сводили на нет всю заботу о пассажирах-инвалидах. Получалась абсурдная ситуация – транспорт есть, а помощи – нет.

К тому же водители автобусов вполне резонно замечали, что в их должностные обязанности не входит транспортировка инвалидных колясок в салон. И так они утверждали не от черствости душевной, а потому, что, зная особенности подъемного устройства, понимали, что работа с ним займет дополнительное время. В рейсе оно не предусмотрено, а, значит, эти вынужденные остановки неизбежно приведут к потерям заработной платы. Гуманизм гуманизмом, но о своих семьях они тоже должны думать.

И вот, наконец, решение найдено. В ПАТП-1 и ПАТП-2 выбрали четыре «пилотных» маршрута: N 30, N 20, N 17 и N 15, на которых уже почти десять дней действует новая система обслуживания пассажиров-инвалидов. На лобовом стекле таких автобусов наклеен всеми узнаваемый ярко-желтый знак, который обычно изображают там, где расположены места для инвалидов или на автомобилях с ручным управлением. Сделано это для того, чтобы пассажиры могли узнавать эти машины. На остановках повесили расписания движения низкопольных автобусов, чтобы инвалиды знали: к какому времени подходить. И, самое главное, наиболее опытные водители прошли соответствующий инструктаж, и теперь будут выходить навстречу каждому пассажиру-колясочнику, чтобы открыть откидную площадку, помочь инвалиду заехать и закрыть ее снова. Выполнить за водителя эту нехитрую функцию никто другой не сможет, крышка слишком тяжела (порядка 30 килограммов) и громоздка. При этом важно не только подсадить инвалида в салон, но и убрать платформу так, чтобы никого не задеть.

Несмотря на неизбежные убытки, на свой страх и риск, муниципальные автопредприятия пошли навстречу требованиям водителей и выделили каждому работающему на этих социальных маршрутах 15% надбавку к зарплате. Пока ежемесячные «потери» транспортников выражаются в цифрах, не намного превышающих 20 тысяч рублей, но надо учитывать, что задействованы только 12 экипажей на шести машинах, а всего низкопольных автобусов поступило около девяти десятков. Если затраты увеличить в десять раз и к ним прибавить сокращения прибыли на маршрутах, связанное с потерями рейсового времени на остановках, то суммы получатся внушительные.

Впрочем, водители, отработавшие на социальных маршрутах больше недели, на дополнительные трудности не сетуют. Геннадий Сорокин, например, на «социальной» тридцатке недавно, но руку уже «набил» – площадку для заезда колясок опускает не дольше, чем обычный автомобилист захлопывает крышку багажника. На все про все уходит даже меньше, чем две-три минуты, положенные в хронометраже. В день эту процедуру ему приходится повторять несколько раз. Больше всего пассажиров на инвалидных колясках обычно садится на остановках «Горсад», «Рынок», «ДК «Строитель». Трудно сказать, как все это будет зимой, не замерзнешь ли, выскакивая полураздетым из салона, и не обледенеют ли площадки, но пока тщательно отобранные водители к нововведению привыкли. А пассажиры во время затягивающихся остановок не ропщут, понимают, что все мы равны и должны помогать друг другу.

Кстати, социальные новации муниципального транспорта отчасти коснулись и других низкопольных автобусов, пока не включенных в эту программу. Водителей обязали на остановках подъезжать ближе к тротуарному бордюру, чтобы хоть так сократить непреодолимое для инвалида-колясочника расстояние в 33 сантиметра между проезжей частью и автобусной площадкой. Кстати, за границей на каждой остановке сделаны пандусы-съезды для того, чтобы коляску было удобней закатить в автобус, у нас таких пока нет.

К слову сказать, в Тюмени, по данным регионального отделения всероссийского общества инвалидов, проживает около 600 «колясочников». Не все они могут самостоятельно справиться с препятствиями, которые поджидают повсюду, в том числе и в общественном транспорте. Но маленький шаг навстречу им сделан.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта