О науках и ватрушках
Гуманитарное прошлое ТГУ подсказало верный шаг – стол, поставленный по периметру университетского пресс-центра, украшали большие тарелки с бутербродами и замечательной выпечкой. Среди них просто вышибали слюну круглые такие штучки с яблоками (не то шаньги, не то ватрушки, не то даже струдель). Даже редактор журнала с трудно запоминающимся названием сопротивлялась соблазну не больше часа, а потом тоже отдала дань кулинарному искусству университета. Но об этом после.
Рассказ ректора Чеботарева больше напоминал объяснение в любви собственному учебному заведению. И, глядя в предложенный журналистам буклет, ректор строго подверг ревизии напечатанные в нем данные: институтов не 9, а 10, магистерских программ – не 10, а 17, преподавателей – не 825, а 1176, сейчас 12 лабораторных корпусов, а к концу года будет 13…
– Вот видите, – заключил он, – как быстро развивается наш вуз, издательство за ним не поспевает…
Ректор перечислял названия заграничных вузов-партнеров – в Германии, в Италии и Канаде, не забывая упомянуть те, что «завидуют технической оснащенности лабораторий Тюменского университета», как позавидовал аппаратуре биофака коллега из немецкого Фрайберга.
Чеботарев как деликатный хозяин предложил перейти к диалогу. Вопросы не замедлили последовать. Например, не обгоняет ли подготовка специалистов, которые обучаются работе на современном оборудовании, возможности производства? Не попадут ли выпускники «во вчерашний день», – спросила Елена Арбатская.
Нет, ректор уверен, что вуз идет вровень с потребностями инновационной экономики.
Спрашивали и о судьбе филиалов, их у госуниверситета 17. Чеботарев ответил, что в перспективе их станет – 16. Тот, что в городе Муравленко, будет закрыт – не хватает выпускников школ. Зато будет активно развиваться филиал в Нягани, который станет учебным центром в западной части Ханты-Мансийского округа.
Вопросы глобальные перемежались житейскими. Например, о соотношении «бюджетников» и «договорников». Выяснилось, что число договорников на ряд специальностей сокращается: «Перепроизводство юристов в России есть, – сказал юрист Чеботарев. – Дефицит хороших юристов».
На реплику нашей газеты – о том, что учиться по-настоящему, как показывают наблюдения, хочет лишь каждый второй, – последовал рассказ о 500 студентах, удостоенных звания «Гордость университета».
Говорили о «пользе ЕГЭ» для вуза; о международных рейтингах, что вызвало скептические реплики ректората; о тех, кто успевает учиться и успешно не на одном факультете, а получать одновременно две специальности; о том, как классический университет работает в области «чистой науки» (проректоры скептически поглядели на журналистов-гуманитариев и обрушили на их головы громаду специфических терминов – однако удалось понять, что речь идет о нанотехнологиях в области создания сверхтонких покрытий и использовании бурового шлама в строительстве межпромысловых дорог); о создании «федеральных университетов» – судя по тому, что Чеботарев повторил слова ректора УПИУрТУ Набойченко, назвавшего предлагаемую структуру «колхозным университетом», идея не находит поддержки в вузовской среде; о государственных образовательных кредитах, которые станут возможны уже в этом году, и, естественно, о строительстве главного корпуса, о котором столько писали. ТГУ, сказал Геннадий Чеботарев, надеется попасть в федеральную программу с этим строительством и тогда останется только согласовать проект. Самому университету построить здание стоимостью более миллиарда рублей – не под силу.
… Закончилась пресс-конференция, которая длилась полтора часа, мирным совместным чаепитием с теми самыми шаньго-ватрушками, о которых шла речь в самом начале отчета.