Корабелы истории
Вчера единственный в городе орденоносный завод – Тюменский ордена Отечественной войны 1-й степени судостроительный отметил 80-летие со дня своего основания.
Существуют две точки зрения на дату, с которой начинается отсчет истории одного из старейших предприятий. По одним архивным данным, строительство речных судов в советский период Тюмени началось в 1923 году, и оно напрямую связано с подготовкой Карской морской экспедиции. Однако дооснащение трех судов типа «река-море» проходило на Тюменской судоверфи, что на левом берегу Туры, и не имеет отношения к полной постройке кораблей и спуску их на воду.
Официальной же датой рождения завода принято считать 5 июня 1928 года. В этот день вышло в свет постановление ВСНХ СССР о создании на базе верфи в Тюмени филиала Ленинградского Балтийского судостроительного завода.
Первая группа рабочих и инженеров появилась в Тюмени уже в сентябре 1928-го. Вместе с ними прибыли оборудование и платформы с тремя заделами судов типа «река-море». За два года на улице Новгородской появились три цеха и собственный стапель.
Первый колесный пароход спустили на воду весной 1931 года. Строительство речного флота шло быстрыми темпами. За десять лет корабелы построили или достроили 14 пароходов и несколько десятков плоскодонных барж. В мае 1941-го верфь сдала госприемке последнее гражданское судно – теплоход «Николай Добролюбов».
После начала Великой Отечественной здесь сосредоточились предприятия, эвакуированные из Ленинграда, Керчи и поселка Камыш-Бурун (Крым). Пока шло наращивание мощностей, верфь выпускала «стаканы» для артснарядов и мин, автоматы и ротные минометы калибра 82 мм.
31 декабря 1941 года предприятие получило официальное название «Завод N 639». С 1942-го по 1944-й он являлся единственной в стране базой строительства торпедных катеров типа Г-5 конструкции Андрея Туполева.
30 января 1943-го, параллельно с «Г-5», началась постройка мореходных торпедных катеров типа 123-бис «Комсомолец».
Тюменские катера воевали на Балтийском и Черном морях, на Тихом океане. С ними связаны имена тридцати четырех Героев Советского Союза, а также дважды Героя Советского Союза Александра Шабалина.
Всего корабелы сдали на флоты 165 катеров. По официальным данным Центрального архива ВМФ, в 1943-1945 гг. эти боевые единицы уничтожили два немецких эсминца и 24 транспортных судна фашистов. Наши потери – 76 тюменских катеров…
Постройка «москитного флота» для ВМФ продолжалась и после Победы.
В августе 1947-го из нашего города в бухту Улисс близ Владивостока отправились по железной дороге последние четыре «комсомольца», потом строительство торпедных катеров перевели из Тюмени в Феодосию.
Катера тюменской постройки еще участвовали в боевой операции в июне 1950 года. Тихоокеанцы подарили четыре катера КНДР и под флагом этой страны они и атаковали англо-американскую эскадру у берегов Страны Утренней Свежести. В результате отчаянной атаки три катера затонули, но один ударил-таки двумя торпедами в борт американского крейсера «Ямайка», серьезно повредив его…
В конце 40-х – начале 50-х наш завод полностью освободился от оборонного заказа. Сменилось и руководство предприятия. В апреле 1950-го со странной формулировкой – «за окружение себя подхалимами и невыполнение планов производства» – освободили от должности директора Натана Крысова, кавалера трудовых наград и боевого ордена Красной Звезды.
Пять лет (1951-1956) завод выпускал исключительно мирную продукцию – пароходы, землечерпалки, баржи и буксиры. Затем оборонный заказ восстановили, появилось отделение военной приемки.
Заказчиком выступало Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны. О характере спецпродукции того времени и сегодня особо не разговоришься. Скажем только, что тюменские составляющие грозной «Луны» побывали даже на Кубе…
В 1959 году на предприятие пришел новый директор – Петр Петрович Потапов. С его именем связана целая эпоха в тридцать лет!
За это время завод преобразился во всех отношениях. Появилось собственное подсобное хозяйство. Выросли жилые дома на улицах Холодильной, Котельщиков, Щорса… Продукция вышла на мировой рынок. Например, два буксира типа «РТ» приобрели даже США.
В начале 60-х сошли со стапелей четыре пассажирских теплохода. Один из них – трехпалубник «Генерал Карбышев» в июне нынешнего года вновь вышел на речной маршрут до Тобольска…
Самой яркой вехой в истории предприятия стало строительство серии из пяти плавучих электростанций «Северное Сияние». За создание этих объектов шесть человек во главе с Потаповым получили Государственную премию СССР.
4 мая 1985 года завод наградили орденом Отечественной войны 1-й степени. В том же году Потапову вручили золотую медаль Героя Социалистического Труда. Многие думают, что Петр Петрович получил эту награду за «гражданские» достижения. Однако это не так. Закрытым Указом отмечен его вклад в освоение новых образцов специальной техники и вооружения.
В начале 90-х предприятие пережило нелегкие времена. Из государственной собственности превратилось в ОАО с прежним названием. Однако строительство малых танкеров и барж продолжалось. По заказу «Газфлота» построили и спустили на воду плавучую буровую установку «Обский-1», отремонтировали несколько речных сухогрузов, самоходных барж и танкеров…
Сейчас предприятие, действующее под эгидой фирмы «Уралмашбуроборудование», выпускает сухопутную продукцию для нефтяников и газовиков.
***
фото: Светлана Корсакова, сварщик и Николай Романов, зампред. городской Думы;ветераны завода: Петр Суровцев, Борис Тавосин, Григорий Семенов.