Сказка стала былью
История про лису, выгнавшую зайца из дома, всегда актуальна. Особенно в том варианте, который сочинил Григорий Остер. Его пьеса идет в тюменской «драме». Настрой революционный. Петух как идеолог направляет обиженную Зайку к победе в борьбе за справедливость. Понятно, что колючие кусты, куда грозятся забросить медведей, – это тюрьма за колючей проволокой (лучше самому туда сесть, чем ждать, когда посадят), елки для волков – вынужденная эмиграция, река для быков – социальное дно. Правильно, так и надо всем этим бюрократам, коррупционерам, тунеядцам и ворам!
Теперь эту сказку привез на фестиваль Московский областной театр кукол. В облике героев нет намека на современную действительность. Вполне обычные для кукольного спектакля зверушки. Но подтекст, тем не менее, ясен. Особенно в финале, когда после хэппи-энда вдруг появился еще один заяц, тоже жертва несправедливости, потом еще один, и еще один – толпа зайцев. Разом вспомнились все российские истории про дома актеров, художников, писателей, театры и музеи, присвоенные новыми хозяевами жизни.
Петух демонстрирует способ борьбы с захватчиком. Надо напугать, поднять шум. Форма угроз обтекаема, виновные домыслят конкретику, потому что хищники не менее пугливы, чем зайцы: если не сами, то их предки на своей шкуре испытали, что значит гнев «страшного Кукареку».
После спектакля моя коллега сказала: вот как надо действовать сотрудникам музея изобразительных искусств! Накануне они отказались от пресс-конференции по поводу слияния двух музеев – изобразительных искусств и краеведческого. Им запретили проводить пресс-конференцию, читай – «подымать шум». Психологическое давление на музейщиков очень напоминает действия Лисы. Она так же давила Зайца, пока он не поверил, что справедливости не добиться, нет ее нигде, и защиты ни у кого не найдешь.
Сказка челябинцев «Черная курица, или Подземные жители» тоже откликается в сегодняшнем дне – на то она и классика. Мальчик Алеша поклялся не выдать тайну подземных жителей, но нарушил клятву. Предал друга, курицу Чернушку. Всего-то стоило показать розги, и мальчик, не дожидаясь порки, рассказал все, о чем должен был молчать.
Можно упрекать его за слабость, но где же ребенку взять силы, если даже взрослые теряют самообладание при виде розог? Легко говорить высокие слова и верить, что ни при каких условиях не совершишь дурного поступка, пока тебя не испытали на прочность.
Первую ошибку Алеша совершил, попросив у подземного короля способность отвечать любой урок без подготовки. Он потворствовал лени. Вторая ошибка: зазнался перед товарищами. Слава испортила Алешу, он растерял свои добрые качества. Наказание неминуемо.
Сказка Погорельского посвящена воспитанию личности, она и написана в воспитательных целях. Челябинцы сохранили нравоучительную суть, не забыв также о волшебстве. Таинственно светятся фонари, поблескивают зеркала, скрипят тяжелые двери. Спектакль удивительно красивый, таких красивых мало в кукольном мире. Огорчает лишь то, что он еще и тоскливый, как зимние сумерки.
***
***
фото: юные зрители фестиваля «Золотой конек» – судя по всему, на том спектакле, где «не тоскливо».