Человек, которого знают все
Хороший заголовок? А можно написать и по-другому: человек, который знает все.
И то и другое – о Майе Андреевне Смирновой, коренной тюменке, бывшей заведующей партийным архивом, многолетней сотруднице того же хранилища, какие бы названия оно не носило. Она – символ этого архива.
– Архивистом я, наверное, начала становиться в 1979 году, когда началась подготовка к 400-летию Тюмени. Меня отправили в Свердловск – посмотреть, как там проводят дни города. И там я поняла, что без истории жить нельзя. Это погружение в мир документов, наверное, сыграло свою роль. И когда меня назначили в архив, я начала изучать документы. Стала выступать на курсах переподготовки партработников – о сдаче документов в архив.
– Вот скукота, наверное… – Наоборот. Я стала им показывать документы, касающиеся истории их районов, их сел, их колхозов. Это были документы потрясающие – и для меня, и для них.
– Что же вас лично потрясло? – Судьбы крестьян тюменской деревни. Кое-что помню до сих пор, например, решение бюро Уралобкома партии от 2 февраля 1930 года – о категориях раскулаченных: кого к расстрелу, кого к высылке. Я смотрела планы по раскулачиванию и отмечала, что по Тобольскому округу плана не было, хотя раскулачивание шло. Это были первичные документы, оригиналы, не правленые кем-то позднее. Я много раз убеждалась, что подлинники очень сильно действуют на тех, кто читает их. Я убедилась, что многое в использовании даже очень серьезных решений часто зависело от конкретных людей. Я встречала и такие документы, например, по Юргинскому району, о серьезном наказании тех, кто раскулачивал – за перегибы…
Смирнова пунктуальна и даже педантична. С нею можно не соглашаться по тем или иным вопросам, у нее есть убеждения. Но подкупает дотошность, верность, знание информационного богатства, накопленного за много лет в стоящем безоконном здании на улице Хохрякова. И о нынешних исследователях у нее свое мнение. Ценит стремящихся докопаться и иронична, даже язвительна к тем, кто ленится, кто не любит кропотливой архивной работы. Может долго насмешничать над человеком, который берется о чем-либо говорить или писать, не выверив каждое слово в своем тексте.
– Появились «исследователи», – она голосом выделяет кавычки, – которые за деньги хотели бы получить архивную информацию. Приходят, а я говорю – идите и работайте сами.
– Вы – охотник за ошибками? – За правдой. – Что такое правда с архивной точки зрения?
– Каждый понимает ее по-своему. С точки зрения архивиста, опираться надо на документ и искать правду. Только документ может вам подсказать.
– Майя Андреевна, вам не скучно столько лет бумажки переворачивать?
– Нет. Я даже не устаю и сейчас.
Вчера Майе Андреевне Смирновой исполнилось 75 лет. Ее друзья и ученики сердечно поздравляют ее с юбилеем.
***
фото: Цветы для Майи Андреевны