Молодость промежуточный итог
Три молодых театра есть в Тюмени. Радоваться надо, что они есть. И я радуюсь.
Свой четырнадцатый сезон завершил «Ангажемент», «Европа» празднует десятилетие, а «Мимикрия» — пятилетие. У каждого из этих театров своя история, свой путь. И свой лидер. Человек, которому хватило веры и детской отваги, чтобы пробивать стену лбом. Помню присказку худрука «Ангажемента» Леонида Окунева: «Брошу все, уйду в монастырь!» Помню, как Любу Лешукову колотило в ознобе: мероприятие «Мимикрии» опять под угрозой срыва. Дмитрий Ефимов тоже расшибал лоб: «Мы благодарны и тем, кто мог, но отказал нам в помощи, проигнорировал наши просьбы и «вставлял палки в колеса», — за то, что мы стали еще сильнее!»
Хочется добавить, что все три театра достигли исключительного успеха, создают шедевр за шедевром. Но…
В среду «Ангажемент» сыграл «Примадонны» на сцене Дворца «Пионер». Здание театра на ремонте, потому пришлось работать в чужом доме. А чужой, он и есть чужой. Другое оборудование, не та атмосфера, неизбежные технические накладки, лишние переживания. В результате «Примадонны» резко подурнели. Или они подурнели раньше?
Первый акт не смешной. Актеры тянули резину, зрители терпели. Второй акт повеселее, но тоже с провалами в тоску-тощищу. И это комедия положений? Об этой постановке говорили, что она гораздо лучше одноименной в тюменском драмтеатре?
Но ведь было, было… Пьеса дрянная, пусть. Режиссер Тимур Насиров основательно перетряхнул ее, просеял, и получилась милая вещица. Без претензий. Юмор грубый, его смягчила симпатичная старомодность. Спектакль обладал обаянием, которому невозможно противиться, даже если ты категорически против подобных комедий. И куда оно ушло? —Актеры по-прежнему обаятельные. А спектакль в целом — нет. Неудачно ввелся на роль Лео Кларка Денис Юдин. Лео не должен быть близнецом партнера, он старше и крупнее, так задумано, и этого уже не изменить. Когда Кларка играл Алексей Шлямин, казалось, что он всего лишь дурачится, балагурит, ведет себя на сцене так же, как вне сцены. Но было ощущение наполненности пространства, и не только физического. Едва появившись на сцене, герой Шлямина вызывал смех. Шляминский Лео, переодетый в женское платье, копировал женские повадки, но оставался мужчиной зримо для публики, его тянуло к женщине мощным магнитом. Противоречие умножало пикантность ситуаций.
Играя плохого актера, Алексей Шлямин не позволял забыть, что сам-то он актер хороший. Его Лео был неудачником, но профессионалом, умел оценить чужой талант и не обманывался насчет чужой фальши, не ощущая своей. Это важно для спектакля об актерах, о театре и театральности.
Режиссер Роман Ильин, приглашенный «Ангажементом» для переделки «Примадонн», не ограничился вводом Дениса Юдина на роль Лео. В поиске комических ресурсов он азартно набурил скважин по всей площади спектакля, предвкушая, видимо, фонтаны смеха. Фонтанов нет, а дыры зияют. В эпизоде, где любительская труппа репетирует «Двенадцатую ночь», Ильин попытался отразить собственные репетиции «Двенадцатой ночи» (премьера этого сезона). Автопародия не удалась. Смотреть скучно. Хотя попытку можно засчитать: не каждый мастер осмелится высмеять себя.
пятницу «Мимикрия» показала «Тень» на сцене театра кукол. Да, в чужом доме… Но тут уж ничего не попишешь, своего дома у «Мимикрии» нет.
Я смотрела «Тень» в третий раз, надеясь, что спектакль изменился к лучшему. Так было с предыдущей постановкой «Страсти Пьеровы». На премьере — сыро, маловразумительно, но проглядывает нечто интересное. Через полгода — четкая форма, ясная мысль. Спектакль словно бы озарило.
С «Тенью» чуда не произошло. Возможно, потому, что остроумные диалоги Евгения Шварца тяжелее перевести в жесты, чем либретто Артура Шницлера.
Несколько пронзительных эпизодов и остроумных находок. Визуальный образ волнует и чарует. Музыка деликатно меняет тему. Спектакль стал менее запутанным. Но, к сожалению, он не стал умнее, а как будто даже поглупел. Текст, обильно введенный в пантомиму, не увеличил содержание смысла. Впечатление, что одну и ту же фразу постоянно досказывают. Догоняют и досказывают, так и эдак, чтобы вы уже, наконец, поняли! Притом главное — не объясняют. По ходу спектакля множатся вопросы.
Театр «Европа» показывает юбилейное шоу «От & До» на сцене театра драмы. Дом не совсем чужой. Здесь работает руководитель «Европы» Дмитрий Ефимов (актер) и еще несколько создателей шоу. Декорации напомнили о спектаклях драмтеатра: «Чума на оба ваши дома», «Ревизор», «Семеро святых», «Собачье сердце». Отовсюду понемножку. Идея не просматривается, одна лишь догадка, что декорацию поставили для пущего эффекта, чтобы вертелась на круге и загадочно простреливалась светом. Картину дополнили внезапные вспышки ярких ламп, сумасшедший пляс цветных огней, грохот музыки и дым.
Программу составили из старых и новых номеров «Европы». В трех наряду с танцорами участвует мебель: стулья, кровать с панцирной сеткой, диваны. Это тоже для эффекта, без мебели танец выглядел бы чересчур однообразно: прижали ногу к лицу, опустили, сели на шпагат, поднялись, повернулись вокруг оси, встали на руки, ноги вытянули вверх, развели в стороны — шпагат вверх тормашками. А так можно мебель двигать, переворачивать.
Говорят о некоторых людях, что мысли у них коротенькие, как у Буратино. В танцах «Европы» тоже коротенькие мысли. Зрители, впрочем, довольны. Искусство танца не всем доступно, хореография — сложный язык, но «Европа» существует на том уровне, который понятен без подготовки, всем абсолютно. И публика убеждена, что это красиво. Как «Тодес». Только наш, местный. Нет, круче «Тодеса». Потому что наш, местный. А много ли у нас нашего?
Талантами богаты, да. Но чем-то и бедны. Вряд ли деньгами.
***
фото: сцены из юбилейного шоу театра «Европа».