За упокой моих собак
Гайда – за поворотом на Березняки, Матильда – на 11-м километре Червишевского тракта, Аська, Степа и Шаня рядышком, на берегу канавы вблизи дач… Так в разные годы и в разных нелюдных местах хоронила я своих собак. И каждый раз клялась, что буду навещать их, хоть иногда. Но не получилось. Поэтому сейчас стыдно и тревожно. Как они там? Не разрыли ли холм звери или любопытные? Не прошелся ли по старому захоронению ковш экскаватора?..
Кладбище домашних животных в Тюмени есть. Но об этом многие не знают, хотя в последнее время на этом несанкционированном погосте все чаще появляются новые холмики. Больше трех сотен могил, обозначенных разными памятниками с трогательными надписями, находятся в непосредственной близости от кладбища людей – «Червишевского-1». Самые первые захоронения появились здесь лет десять назад. За истекшее время кладбище разрослось по бугристой поверхности ельника, но, скорее, из-за стратегических соображений ближе к дороге не хоронят. Наоборот, новые могилы уходят все дальше, в глубину леса.
Свежий холмик с дощатой табличкой с надписью «Нора» огорожен металлической оградой, почти как у людей. Здесь вообще все как у людей. Даже кресты ставят на могилах животных, хотя братья меньшие крещеными вряд ли были. Ставят, чтобы обозначить место, чтобы не разрыли землю перед новым захоронением. Иным возводят мраморные и металлические памятники с фотографиями и трогательными надписями: «Самая красивая, самая умная», «Любим и помним», «Верный друг». Недалеко от дороги три холмика рядом. Наверное, щенята «Дина, Жучка и Буч» родились в мае, а даты смерти в сентябре через день… Возле могил скромные собачьи пожитки: ошейник вместо надгробия, поводок на ветке ели, миски. На одном из деревьев – хозяйственная сумка, в ней, наверное, питомец совершал свой последний путь. Может, это был старый верный пес, или немощный кот, или любимый попугай. Да, и птичьи клетки с качелями и колокольчиками есть на этом кладбище. И душа бы радовалась за это место, где упокоились наши верные друзья, но она – душа, наоборот, болит, а разум подсказывает, что все это до поры до времени. Приедет какой-нибудь чиновник и скажет: «Убрать! Не положено!» И уберут.
Но если все-таки надеяться на лучшее? Например, как в Москве. В августе прошлого года официально открыли первое в России кладбище домашних животных. Здорово! Вот только цены на ритуальные услуги сразу наводят на грустные размышления. Кремация животного, например, стоит от одной до трех с половиной тысяч рублей, а место на кладбище – не меньше трех тысяч рублей в год. Плюс памятник, чтоб не хуже других… Готовы ли, станут ли тюменцы платить деньги за подобные услуги? Или нам проще закапывать своих питомцев, своих любимцев в лесах и на дачах?
Официального разрешения на захоронение животных на Червишевском тракте никто не давал. Земля государственная, и она имеет цену. Но людям, убитым горем, не до выяснения статуса кладбища. Есть оно, вот и хорошо. Горожане узнают об этом погосте от ветеринаров, знакомых. Узнают и радуются. И приезжают в весенний день помянуть своих любимых и верных, но так рано повзрослевших и состарившихся. Ведь собачий век, так же, как и кошачий, короток, а человек успевает пережить их несколько. И каждый питомец уносит с собой частичку жизни хозяина.