Дежурная по переезду
Светлана Патрушева – дежурная по переезду. Ее рабочее место – будка из красного кирпича у путей на улице Ямской.
Здесь есть радио, телевизор и чайник, чтобы пить чай в холодную погоду, усевшись поудобнее на диван. Но когда на улице зеленеют деревья и ярко светит солнышко, Светлана Георгиевна предпочитает находиться на улице. Если не ждет тепловоз – пропалывает траву в клумбе перед будкой, перекидывается парой фраз с местными жителями и торговцами с рынка «Мальвинка». Здесь все ее знают, потому что Светлана Георгиевна на своем посту 13 лет.
Сегодня как раз один из хороших дней – светлых и солнечных. Дежурная под козырьком своей красной будки высматривает тепловоз, который скоро должен прийти.
– Бывает, что до обеда пройдет четыре поезда, а бывает, весь день нет ничего, – говорит Светлана Георгиевна.
Значит, можно сказать, что нам повезло: поговорим…
– А вы проходили какие-нибудь курсы специальные, прежде чем устроиться сюда работать?
– Да, была учеба, потом сдавала экзамены.
– Что у вас спрашивали на экзамене, помните?
– Все спрашивали, но главное – техника безопасности. Самое первое – надеть вот этот жилет (оранжевый, со светящимися полосками – А.Ч. Сколько жилетов сносила за 13 лет, Светлана Георгиевна не считала, но, наверное, много). Потом проверить сирены и шлагбаумы, когда заступаешь на смену.
Эти самые сирены и шлагбаумы регулируются четырьмя кнопками на маленьком сером щитке. Снизу подписано «гор» – это сирена и шлагбаум для машин, которые едут в сторону города, – и «рощ» – соответственно, для тех, что в сторону «Рощино».
Несколько лет назад и будка, и шлагбаумы были старые, деревянные, а после того, как улицу Ямскую расширили, все обновили. Теперь шлагбаумы пластиковые, с красно-белыми полосками.
Если присмотреться, видны вмятины, резиновые ленты по краям местами оборваны… А еще Светлана Патрушева говорит, что ни в одном, ни в другом нет шести метров, как положено по нормам.
– Наверное, машины нарушают правила и не останавливаются перед шлагбаумом?
– Всякие бывают случаи. Иногда гонят так, что не видят шлагбаум. И его разбивают, и стекло себе, и угоняют скорее.
Поэтому машины ДПС у переезда – частые гости.
Кстати, чаще всего лихачат обычные горожане, а автобусы и маршрутные такси ведут себя осторожнее.
– А как вы узнаете, когда поедет тепловоз с вагонами?
– Машинист сообщает по рации, – рассказывает Светлана Георгиевна и достает ее из кармана.
… И вот рация захрипела. Машинист сообщает дежурному по переезду, что вагоны готовы отправиться дальше. Светлана Георгиевна включает четыре кнопки – «гор» и «рощ». Серый грузовой состав выплывает из зелени деревьев, со стороны аккумуляторного завода.
И вот тут становится понятно, что шлагбаум надо бы установить еще и на тротуаре – для пешеходов, которые стараются перебежать пути перед самыми вагонами.
– Пароооовоооз идееет21 вагон и бочка. Бочка – на мельзавод. Вагоны с лесом – на ДОК.
***
фото: Светлана Патрушева; переезд на улице Ямской.