Что немцу здорово…
Магистр политологии Ганноверского университета Мартин Гросс выступил в Белом зале Тюменского университета с лекцией на тему «К вопросу о Болонском процессе». Болонский процесс – это движение, которое призвано «гармонизировать» системы образования в европейских государствах. В 2003 году о своем желании стать участником этого процесса заявила Россия. К 2010 году мы должны полностью перейти на эту систему обучения.
Господин Гросс любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.
– В чем смысл введения единой системы образования?
– У нас в Европе общий рынок труда, но при этом 25 разных дипломов. Образование должно стать транспарентным. Транспарентность означает, что студенты европейских вузов должны обучаться одинаковое количество лет (бакалавриат – три года, и магистратура – еще два), а программы обучения должны быть прозрачными, должны быть сравнимы между собой.
– Идет ли речь об унификации образовательного процесса?
– Нет, мы не хотим, чтобы все европейские университеты были одинаковыми. Мы хотим поддерживать их индивидуальность. Но при этом хотим, чтобы студент, закончивший один университет, имел такой же уровень образования, что и студент, который учился в другом вузе.
– Можно ли сравнивать российское и европейское образование?
– В некотором смысле российская система похожа на английскую и немецкую. В Германии, как и в России, нужно потратить пять лет, чтобы получить диплом. Разница лишь в том, что немецкие студенты начинают обучение в 20 лет, а русские – в 17. Студент в России уже в 21 год получает диплом, а в Германии – в 26-27 лет.
– Есть ли преимущества у Болонской системы?
– Спорный вопрос. Складывается такое впечатление, что в Германии образование ухудшается. Раньше, например, у физиков было пять лет на учебу, а теперь только три года. Факультеты попытались сжать свою программу, и студенты учатся поверхностно. Цель Болонского процесса – способствовать самостоятельной работе студентов. А так как программа сжимается, им приходится зубрить. Это, скорее, негативный момент.
– А зачем тогда нужна эта система?
– У нас общий рынок труда. Если мы хотим, чтобы у немецкого архитектора была возможность работать в Испании, а у испанского врача – возможность работать во Франции, мы должны уравнять свое образование. Либо сконцентрироваться только на своем государстве и не претендовать на единое европейское пространство. Кроме того, Болонский процесс – это еще и инструмент для коммуникации между университетами.
– Рассматривается ли Россия как составная часть европейского рынка труда?
– Да, конечно. И многие российские университеты уже перешли на Болонскую систему – Иркутск, Омск, Екатеринбург… Но русские профессора отрицательно относятся к этому процессу. Есть и другая проблема – возраст ваших студентов. По правилам бакалавриата, они учатся всего три года и в 20 лет уже заканчивают учебу.
– Боится ли Европа, что русские выпускники создадут конкуренцию европейским, поскольку раньше выходят на рынок труда?
– В 20 лет они не конкурентоспособны. Но если продолжат обучение в той же Германии, получат диплом магистра – тогда да.