Цейтнот для автобуса
Для многих пассажиров да и для водителей общественного транспорта наступили нелегкие летние времена. Казалось бы, еще совсем недавно героически боролись со снежными заносами на дорогах, с навалившимися на город зимними циклонами с обильными осадками, с аварийно опасными последствиями гололеда, чуть позже – с морями растаявшего снега на проезжей части. Все победили. И вот новая напасть – летний ремонт дорог и открытие дачных маршрутов.
Скорректировать движение пассажирского автотранспорта в этой ситуации чрезвычайно трудно. Никто не знает, где и когда возникнет пробка, сколько простоит в ней машина и на какое время, соответственно, она выбьется из графика.
Единая автоматизированная диспетчерская система в условиях таких летних трудностей не то чтобы стала давать сбои, а как-то потерялась. И если в начале года эффективность ее внедрения с точки зрения пассажиров была очевидна – автобусы как никогда ходили по расписанию с точностью до минуты (оказывается, такое возможно не только за границей), то теперь о ней можно снова забыть. Ни одному из расписаний движения, которые вывешены на остановках общественного транспорта, снова нельзя верить. Все вернулось на круги своя. По вполне объективным причинам. Остановлены или еще не пущены в строй некоторые полосы центральных магистралей. С городских маршрутов сняты и брошены на дачные 76 муниципальных автобусов: 52 из пассажирского автотранспортного предприятия N 1 и 24 – из ПАТП N 2. И это как раз тот случай, когда отряд заметил потерю бойца. Казалось бы, 70-80 автобусов – это «капля в море», но…
Проблема по-прежнему заключается в соотношении частного и муниципального транспорта и распределении его по городским и дачным маршрутам. Диктующие свои условия этой маршрутной игры, «частники» выбирают то, что считают выгодным. Они снимают сливки там, где пассажиропоток побольше, льготников поменьше, а доходы повыше. Работать на убыточных маршрутах, городских и, тем более, дачных, никто их заставить не может. Они реагируют на такое принуждение болезненно, считают его выходящим за правовые рамки и сразу же обращаются с жалобами на ущемление предпринимательских прав и несправедливость в антимонопольное управление, а то и в суд. Ущемление пассажирских прав их не беспокоит. Впрочем, может, и правильно – не их это забота. Призывать бизнес быть социально-ориентированным можно сколько угодно, но это будет лишь призыв. «Частники» и так считают, что груз социальной ответственности они несут сполна, когда перевозят бесплатно льготников. Да еще, по неоднократным их заявлениям, не вовремя получают причитающуюся компенсацию. Говорят, что эти суммы не покрывают реальных расходов на перевозку пенсионеров.
Все эти финансовые нюансы, о которых вряд ли догадывается простой пассажир, на самом деле довольно больно бьют по всем категориям горожан, мучительно дожидающихся своего автобуса на остановке. Слишком большой перечень объективных причин задержек рейсов наводит на мысль об одной-единственной субъективной причине – отсутствии оперативного регулирования ситуации. Она же не с неба свалилась, не циклоном принесена, а повторяется ежегодно. Только, может быть, этим летом ее усугубил еще глобальный ремонт центральных магистралей. С нашей спрессованной в центре дорожно-транспортной развязкой и скученностью маршрутов любое колебание неустойчивого равновесия грозит полной разбалансировкой.
В чем же тогда эффективность вложения средств в единую автоматизированную диспетчерскую систему, на которую в этом году переведены все муниципальные и частные автобусы, если она не может дать полезной информации для анализа почти часовых разрывов в движении автобусов? Если на ее основе никто не корректирует графики оставшихся в наличии транспортных средств? Неужели только в том, чтобы подтвердить, что автобус действительно был на маршруте, и поэтому водитель может получить всю причитающуюся ему зарплату? Наверно, слишком большая цена за то, что и так должно быть по определению. И, главное, опять страдает ни в чем не повинный пассажир.
Далеко за примерами ходить не надо. С маршрута N 43, по информации Тюменьгортранса, сняли всего два муниципальных автобуса (а тут работают только «муниципалы»), направив их на дачные направления. В результате в праздничные и выходные дни разрывы в графике в некоторые часы увеличились до 4050 минут, при обычных 15. А вчера утром на остановке по улице Щорса спешащие на работу люди снова дожидались муниципального транспорта около часа. И как опаздывающим на службу объяснить, что их автобусом просто прикрыли дачную амбразуру? Да и нужны ли здесь объяснения?
Уверена, что эта «шахматная партия», с учетом всех имеющихся и отсутствующих на поле фигур, еще может быть разыграна по-другому.