Такая сложная проблема. Такое простое решение
Мы долго спорили и сложно рассуждали: надо ли нынешняя детям читать книги о прошедшей войне? Какими должны быть эти повести и рассказы -о самих воюющих детях, или адаптированные, чтобы не поранить детскую психику, или обычные, как пишут для взрослых, показывающие войну во всем ее кровавом уродстве, «когда, черна от пота, вверх ползет по пахоте пехота»?
Мы, наверное, ошибались. Потому что старались думать о детях, за детей, вместо детей. А между тем ответ на этот, непростой, конечно, вопрос, уже лежал у меня в портфеле — только руку протяни. В десятках листков, которые мне вручила Татьяна Афанасьева, сотрудница городской библиотеки. Это были сочинения-впечатления, объединенные общим названием — «Книга, которую я прочитал о Великой Отечественной войне».
Старшие школьники, семиклассники, пятиклассники и даже четвероклассники.
Рассказ Бориса Полевого о девушке-разведчице с именем-паролем «Береза», полузабыто озаглавленный «Мы — советские люди», произвел неизгладимое впечатление на Ольгу Котельникову (лицей N 81):
— У «Березы» не случайно нет имени. «Береза» — это и женщина, которая трудится в тылу, и солдат в горячей точке, и все те, кто верил в победу и делал все возможное, чтобы победить…
Семиклассница Маша Кривошеева (лицей N 81) пишет, что повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» -— это «книга о войне, которая меня затронула больше всего»:
— Сейчас можно услышать вопрос: «Зачем вспоминать о войне, ведь прошло так много времени? » Но, забыв, будем ли мы честны по отношению к своим предкам и будем ли правы? .. Я всегда с каким-то непонятным чувством останавливаюсь у памятника «Прощание», посвященного тем тюменским юношам и девушкам, которые со школьной войны шагнули в грозное пламя войны…
Маша взволнованно завершает свой рассказ:
— В День победы я пойду к памятнику «Прощание» и буду надеяться, что когда-нибудь и этим девушкам (героиням повести Васильева. — Авт.) тоже поставят памятник…
Книга, которую выбрала Женя Кокшарова (пятый класс «Б» школы N 28), посвящена тем, кого называли «пионеры-герои». «Мальчики и девочки 1941 года. Их никто не призывал воевать, но они считали, что должны взять на себя равную со старшими меру ответственности», — пишет Женя.
«События, которые заставляют сердце замереть, словно в одном большом прыжке», — это написала Наташа Беженцева о гибели роты кремлевских курсантов из книги Евгения Воробьева «Убиты под Москвой».
«Вместе с героями чувствуешь жажду и голод. Здесь слышен дух нравственности и патриотизма», — Маша Боровкова (одиннадцатый «Б» лицея N 81) читает повесть Бориса Васильева «В списках не значится».
Одно из самых трогательных сочинений — «работа ученицы 4 «А» класса Наймушиной Полины», так строго написано на титульном листе.
Что такое для Полины история Великой Отечественной войны, которая «давным-давно отгремела»?
— Мои бабушка и дедушка родились в последний год войны. Мои родители знают о войне по книгам и фильмам. А для меня еще совсем недавно Великая Отечественная — это страницы учебника и парад ко Дню Победы…
Но однажды Полина села к деду на колени и попросила рассказать о войне и об истории их семьи. И узнала, что жили-были пять братьев Наймушиных…
Андрей, старший, был командиром Красной армии, воевал в пехоте. В 1942 году под Псковом попал в окружение и три месяца пробивался к своим. Чтобы не умереть от голода, солдаты варили кожаные ремни и сумки. Наконец, вышли. Но Андрей Наймушин умер в госпитале от истощения.
Второй брат, Петр, работал в советском посольстве в Германии. Был с началом войны арестован, а потом его обменяли на сотрудников немецкого посольства в Москве. Служил переводчиком, «вел идеологическую обработку пленных немецких генералов, в том числе Паулюса».
Козьма Наймушин моряк-подводник, дослужился до капитана 2 ранга, воевал на Тихом океане. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалью «За отвагу»
Четвертый брат Николай был командиром пехотной роты. В августе 1942 года из ручного пулемета сбил немецкий самолет и был представлен к награде. Но в тот же день смертельно ранен в живот и скончался на поле боя…
— Самый младший из пяти, -пишет Полина, — Алексей Наймушин, мой прадедушка. Он окончил шестимесячные ускоренные курсы и стал командиром взвода противотанковых ружей. Воевал под Москвой, дважды ранен и дважды награжден. Из-за ранения демобилизован в 1943 году, вернулся домой и встретил мою прабабушку Марию Алексеевну. После войны у них родилось четверо сыновей, один из которых — мой дедушка… Теперь для меня Великая Отечественная война, — завершает свое исследование Полина, -это не только одна из страшных страниц прошлого века, но и история моей семьи…
… Мы долго и ответственно говорили о проблеме: учителя, библиотекари, воспитатели. Историк Александр Петрушин. Герой России летчик Владимир Шарпатов. Редактор газеты. Но дети, оказывается, уже все решили сами. Мне думается, совершенно правильно решили.