Невидимые тайны воды, которую пьет город
(Выпуск N 12)
Среднее количество выпиваемой бутилированной воды на одного человека в год в Польше — 40 л, в Чехии — 50 л, в Западной Европе — 70 л, в России — до 15 л. _____
Летний сезон — горячее в прямом и переносном смысле время. Когда деньги можно делать если не из воздуха, то из воды -точно.
В уличных холодильных камерах, давно уже ставших элементом городского пейзажа, не успевают охлаждаться разнообразные бутылочки и баночки, содержимое которых способно удовлетворить самую жестокую жажду в самый жаркий день. «БонАква» и «Аква минерале», «Спрайт» и «Кока-кола», «Святой источник» и «Благая весть» — чего только ни предлагают нам производители. И мы покупаем, не задумываясь особо, что пьем, за что платим и стоит ли оно этих денег.
Если вы не любитель сладкой газированной воды и предпочитаете обыкновенную питьевую, хотя и в красивой упаковке, то должны знать: каждый раз, когда вы выкладываете 20 рублей за полулитровую бутылочку «БонАквы», вы, по сути, платите за то, что можете получить практически бесплатно в собственном доме. Ну, разве что «домашнюю» воду перед употреблением нужно прокипятить, а еще лучше предварительно пропустить через фильтр. За нехитрую эту операцию, которую кто-то осуществляет за вас, вы и отдаете деньги, покупая бутылочку питьевой воды.
Студенты кафедры экологии Тюменского архитектурно-строительного университета под руководством доцента Татьяны Германовой провели исследования расфасованной воды, которая продается в наших магазинах. Оказалось, что в качестве питьевой воды часто рекламируется лечебно-столовая и столовая минеральная. А, между тем, это не одно и то же. Питьевая и минеральная вода имеют разные ГОСТы. Минеральная относится именно к лечебным, и ее надо принимать дозированно, минералку нельзя пить постоянно для утоления жажды.
Питьевая вода имеет так называемый кларк — средний состав элементов, которые находятся в содружестве друг с другом. Компоненты питьевой воды должны быть биофильными, то есть наиболее усвояемыми организмом (био — жизнь, фильность — избирательность). Например, кальций: одни его изотопы усваиваются организмом, а другие нет, откладываясь в камешки или соли.
Кстати, основными потребителями расфасованной воды являются дети. Но, оказывается, к «детской» воде предъявляются очень высокие требования: в ней не должно быть высокого содержания натрия (если его больше 100 мг/л, то при постоянном употреблении такой воды у детей поднимается давление); ее нельзя газировать -это приводит к дисбактериозам; нельзя добавлять серебро, зато нужны фтор и йод. Повышенное содержание железа способствует развитию аллергических реакций, болезней крови, образованию тромбов, разрушению сосудов.
Но задумываемся ли мы над этим, когда в жаркий день покупаем ребенку бутылочку газированной или минеральной воды?
В ходе исследования выявилось, что рекламируемая минеральная и лечебно-столовая вода имела показатели, превышающие те, которые предъявляются к питьевой.
Так, минерализация минеральной воды составляет 2,7 — 4,2 г/л, а питьевой — до 1 г/л. Содержание натрия и калия в минеральной воде — 1000-1400 мг/л, в питьевой воде из централизованных источников (то есть в городском водопроводе) — только 200 мг/л. Кальция соответственно — менее 50 мг/л в минеральной воде, 130 мг/л — в питьевой. И так далее.
К расфасованной воде высшей категории предъявляются более жесткие требования. В ней должно быть: натрия — всего 20 мг/л, магния — от 5 до 50мг/л, кальция — 25-80мг/л, общая минерализация — 2-2,50 г/л.
Но в действительности в Тюмени нет расфасованной воды высшей категории. Поэтому мы и говорим о том, что вода в бутылках и вода в кране — по большому счету, одно и то же.
— Иногда случалось, — рассказывает Татьяна Германова, — что на этикетке производитель декларировал одни показатели, а в воде реально содержались другие. Речь идет, к примеру, о завышенных показателях жесткости: на бутылке указано определенное содержание кальция и магния, а на самом деле в воде нет ни того, ни другого.
Почему это происходит? Отличие бутилированной воды от природной в том, что первая проходит обязательную мощную очистку, очень мощную фильтрацию. При этом из воды удаляется весь комплекс минеральных веществ, которые в ней содержатся. А потом, чтобы обеспечить жесткость, добавляют ряд элементов — кальций, магний, калий. Но сколько именно добавить -на совести производителя.
Кроме того, элементов в природе много, человеку же важен, скажем, тот изотоп кальция, который формируется именно в воде. А на производстве, не зная или не понимая этого, могут взять кальций из другого природного соединения. Получается, что минерализация есть, а усвояемость элемента очень низкая — 15-20%. Остальное уходит в солевые отложения…
В Тюмени, по словам Татьяны Витальевны, по всем показателям не прошла ни одна фирма, разливающая воду. Общая оценка -вода деминерализованная или гиперминерализованная. И то, и другое вредно для человека.
— Чтобы организм работал полноценно, вода должна содержать определенное количество каждого элемента, причем существуют верхняя и нижняя границы его присутствия. Скажем, если кальция — избыток, то организм начинает его депонировать (откладывать) в камни, наросты, солевые отложения, приводящие к остеохондрозу. Но и нехватка кальция для организма — стресс, он вынужден брать его из костей, кости при этом становятся хрупкими…
Для России это имеет особое значение. Вода у нас в большинстве случаев имеет пониженную минерализацию. При этом, ситуация усугубляется еще и тем, что на производстве для очистки питьевой воды широко используется мембранная технология, которая актуальна для европейских стран, где вода с повышенной минерализацией.
Семнадцать стран провели исследования по продолжительному употреблению человеком «мягкой питьевой воды» — с низким содержанием кальция и магния. Выяснилось, что это приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям и повышению риска заболевания раком ободочной кишки. В городах Великобритании, где употребляется мягкая вода, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 40 процентов выше, чем в Лондоне, который снабжается более жесткой водой.
Японские специалисты выявили связь смертности от рака желудка с соотношением магния и кальция в воде подземных источников и в воде из-под крана. Польскими учеными отмечена положительная корреляция между низким уровнем смертности от рака желудка и высокой жесткостью пищевой воды.
Наш гигиенический норматив содержания кальция и магния в воде — не более 7 мг-экв/л. Но это верхняя граница, а вот нижняя не определена. Чем ниже содержание этих элементов, тем больше вероятность, что организм их не дополучит.
Но речь идет не только о кальции. Трудно переоценить роль железа для нормального функционирования организма человека. Однако длительное употребление воды с повышенным содержанием железа (более 0,3 мг/л) увеличивает риск инфарктов и негативно влияет на репродуктивную функцию. Сухость и зуд кожи — тоже результат избыточного железа. Повышенное содержание меди вызывает поражение слизистых оболочек, почек и печени, никеля — поражения кожи, цинка — заболевания почек. Хром, свинец и кадмий, накапливаясь, способствуют развитию онкологических заболеваний и расстройству нервной системы.
А между тем, все эти элементы содержатся в воде, которую мы пьем ежедневно. И не только из бутылок с красивыми этикетками, но и из чайников на собственной кухне.
— Помимо исследования питьевой расфасованной воды, -говорит Татьяна Германова, -мы проводим постоянный мониторинг качества воды поверхностных и подземных источников, из которых проводится забор для питьевых и хозяйственных нужд. Больше 70% воды поступает из Туры, на которой стоит два водозабора: головной, на территории монастыря в центре города — он подготавливает около 30% требуемого городом объема питьевой воды; выше по течению — Метелевский водозабор. Помимо этого используется и подземный Велижанский водозабор. Все это — так называемые источники централизованного водоснабжения, качество воды в которых нормируется ГОСТом.
Как выясняется, система контроля за качеством воды— очень хитрая штука. В ГОСТе перечень показателей, по которым идет контроль, ограничен десятью пунктами. Но если вы посмотрите гигиенические требования, то увидите, что в них представлено более семисот веществ, содержание которых в питьевой воде должно обязательно контролироваться. Иными словами, такие показатели, как, скажем, мутность, цветность и окисляемость, указанные в ГОСТе, связаны с тем, какие вещества в данный момент оказались в источнике.
Например, окисляемость напрямую зависит от содержания в воде разнообразных металлов и, самое главное, от их количества. Окисляемость воды по ГОСТу должна быть 5 мг/л, но, как показали исследования тюменских экологов, в Туре иногда бывает и 32 мг/л. Зафиксированный пиковый показатель — 80 мг/л.
Проблема в том, что технологии очистки, применяемые на наших водозаборах, не рассчитаны на такой уровень загрязнения. Они с ним просто не справляются. А это значит, что вещества, которые не смогли удалить фильтры, попадают, как говорят специалисты, в наш «питьевой стакан». По словам Татьяны Германовой, если очистные сооружения еще справляются с повышенным содержанием железа, то свинец, марганец, аммонийный азот удалить из воды практически невозможно. Нужна дополнительная очистка, новые технологии.
Но тут возникает вполне закономерный вопрос: как тяжелые металлы попадают в Туру? Производственные стоки в реку сбрасывают предприятия Урала. Правда, за последние десять лет ситуация несколько улучшилась, река стала чище.
Кстати, самая чистая вода на юге области — в Исети, в районе села Исетское и в маленькой речке Иска Нижнетавдинского района. Правда, там она опасна по другим показателям — бактериальным.
Так можно ли пить воду из-под крана?
— Да, — уверенно отвечает Татьяна Германова, — но кипятить обязательно. Или, если вы получаете воду из подземного ключевого источника, которая имеет показатели качества питьевой воды, что бывает крайне редко. В принципе, можно пить любую воду, но при этом смотреть — что и сколько. Если, к примеру, пьете минералку, то стоит при этом исключить кальций из питания, иначе его будет переизбыток. Газированную воду нужно разгазировать. Ребенку лучше дать сок, чем «кока-колу» или «спрайт». Во всем должно быть чувство меры.
***
фото: Вода благоволила литься… Леонид Мартынов