«И безумно прекрасен собою»
Вчера в областном центре торжественно был открыт Дом дружбы городов-побратимов – Тюмени и Целле. Если спросить, откуда взялась идея побратимства, каждый из свидетелей этого процесса расскажет свою историю. А вот как это помнится мне…
Где-то в 1990-м или 1991-м в коридорах мэрии появился странный человечек – в клетчатых штанах и с теннисной ракеткой в руке. Иностранец. Из города Хьюстона, штат Техас. Довольно коряво, но разборчиво он убеждал, что прислан в Тюмень по поручению мэра этого американского города – завязать дружбу с Тюменью. Тогда многие говорили о дружбе – кто с Тюменью, кто с тюменской нефтью. Вторых даже было больше…
Как-то через Тюмень пролетел из Ханты-Мансийска сын миллиардера Гарольдсона Лафайета Ханта – Уильям Герберт.
А потом в воздухе стала витать идея «братства нефтяных столиц» (тогда наш город еще был столицей тюменской нефти), «нефтяного кольца». Кольцо получалось приличное – китайский Дацин, американский Хьюстон, канадский Калгари, шотландский Абердин, немецкий Целле и наша Тюмень. Какие-то следы этой приязни 90-х еще остались в университетских контактах, время от времени в Тюмени возникают дацинские китайцы, а наши чиновники с той же периодичностью навещают Поднебесную. Но день насущный диктовал другие заботы. И от бывшего «кольца» осталась только ось Тюмень – Целле.
Целле, которому повезло во второй мировой войне, – английские бомбы его миновали. Сохранился и schloss – замок саксонских курфюрстов, и средневековые деревянные дома, по словам обер-бургомистра Целле Мартина Бирманна, некоторым чуть ли не восемьсот лет.
Долгие годы дружили г-н Бирманн и г-н Киричук, многолетний мэр Тюмени. Из этой дружбы родилась идея – создать в Тюмени представительство Целле. Выбрали на улице Володарского дряхлый особнячок с ярким прошлым и полным отсутствием перспектив в будущем… В общем, деньги немецкие, руки наши, надзор тоже немецкий – в лице профессора Манфреда Гернера, одного из лучших в мире специалистов по реконструкции деревянных сооружений.
Строили, строили, наконец, построили. Этот особняк по адресу: улица Володарского, 7 и открывали вчера – под сменяющее друг друга пение русских и немецких народных песен.
Вот на большом снимке виновники торжества – Мартин Бирманн, Степан Киричук и Евгений Куйвашев в шесть рук режут ленточку у входа в реставрированное здание.
– Уникальное здание, – оценил сделанное Евгений Куйвашев.
Обер-бургомистр был пространнее в своей речи. Коснулся истории Целле. Заметил, что «каждое общество стоит ровно столько, на сколько оно бережет свое прошлое». (Позднее, отвечая на вопрос вашего корреспондента, Когда-то познакомившегося с саксонской жемчужиной, Бирманн рассказал, что и среди старинных сооружений Целле строятся современные здания и одна из этих работ заслужила высочайшие оценки архитекторов и общественности).
Член Совета Федерации Степан Киричук радовался, наверное, больше всех – наконец-то идея превратилась в результат, который теперь видят все.
Потом был осмотр этажей еще не обжитого и не знающего своей судьбы дома. А в окна беззастенчиво стремилось любопытное солнце, рисуя яркие квадраты на плитах пола.
В длинном шлейфе гостей и хозяев циркулировали различные версии на тему: а что здесь будет?
Киричук даже пошутил, что готов открыть здесь свою сенаторскую приемную. Заместитель губернатора Наталья Шевчик отшутилась по существу: если сенатор «потянет» арендную плату. Да, в советские времена такие вопросы решались проще: отремонтировали болгары двухэтажку на улице Хохрякова – получили общество болгаро-советской дружбы.
Многоопытный Бирманн был осторожен в формулировках:
– Дом останется символом нашей дружбы… И чтоб будущие поколения использовали этот дом в тех же целях…
Единственное, что расслышали корреспондентские уши: будут выделены определенные дни и часы, когда с шедевром смогут знакомиться посетители и туристы. А пока им могут любоваться все – он и с улицы «безумно прекрасен собою».