Наш ответ «Александру»
«Александр: Невская битва», Россия, 2008 г. Режиссер Игорь Каленов. В ролях: Антон Пампушный, Игорь Ботвин, Сергей Лысов и др. С начала мая и по сей день жители Тюмени могут принять участие в настоящей Невской битве, без потерь и тяжелых ранений. Все мирно и спокойно, ведь сражение разворачивается исключительно в кинотеатрах города.
Фильм режиссера «Александр: Невская битва», повествует о событиях первой половины ХIII века. Режиссер пытается показать зрителю жизнь новгородского князя Александра, любимого своим народом и ему же ненавистного. Часть жителей «Нова города» не всегда принимает решения молодого Александра, осуждает за спиной, а бояре и вовсе строят козни. А князь, собирающийся жениться во время страшных заговоров, кажется порой легкомысленным. Впрочем, его взгляд, не по возрасту суровый, пристальный, дает понять, что не так прост Александр, сын Ярослава.
А вот проблем в Новгороде – уйма. Нашествием грозит армия Батыя. Шведские рыцари замышляют крестовый поход на Русь, посылают шпиона. А тут еще и завистники-бояре готовят покушение на 20-летнего князя. В придачу ко всему лучший друг Александра влюбляется в его молодую жену, устраивает на свадьбе нелепые выходки… Они, однако, меркнут, когда становится ясно, что войны со шведами не избежать.
Князь Александр и его войско встречают захватчиков у берегов холодной Невы…
Если воспринимать фильм как исключительно историческую картину, то вероятно, у историков возникнут свои профессиональные вопросы. Слишком много в сюжете позаимствовано из американского кино. Есть батальные сцены, напоминающие нашумевшие блокбастеры «300 спартанцев» и «Александр». И хотя американский «Александр» описывает не совсем достоверную историю Искандера Македонского, сцены войны представлены в нем красиво и по-мужски. Правда, актер, сыгравший царя Македонии, напоминает нашкодившего мальчишку. Наш Александр – более мужественный, один взгляд чего стоит! Зато батальные сцены не внушают особого интереса. Первая из них фильм начинает. Молодой князь демонстрирует свои непревзойденные навыки и физическую форму. Далее картина, словно резина, растягивается, сопровождаясь мелкими событиями.
А вот когда зритель готов к кульминации – она капризно заставляет себя ждать. Потом, как искра, вспыхивает решающая битва у Невы, но очень уж быстро затухает…
На протяжении всего фильма нам показывают: просторы Руси, красивых и ухоженных лошадей, барские, ломящиеся от меда, ягод и мяса столы и богато расшитые бисером костюмы актеров.
Но ни прекрасные просторы, ни кушанья не могут заставить зрителей на протяжении 130 минут усидеть на одном месте и терпеливо ждать, когда красивая картинка перерастет в глубокий смысл.
Кстати, не слишком понятным осталось для меня «потемнение» главного героя к концу фильма. Изначально Александр предстает перед нами рыжеволосым и светлобровым юношей, а к середине картины у него уже темнорусые кудри и темные брови…
Этот по-своему странный, закончившийся банальными строчками из истории на черном экране, фильм, на мой взгляд, содержит в себе не сочетаемое. Скучную, туманную красоту, растянутую на два с лишним часа экранного времени, и жизнь молодого героя, оборвавшуюся историческими справками.
***
фото: кадр из фильма.