Юра Гуляев играл для раненых бойцов
Великая Отечественная… Ненастья и беды обрушились на многие тюменские семьи. Не обошли они стороной и семейство Гуляевых. Двух братьев, Константина Матвеевича и Николая Матвеевича, ушедших в армию, отправили сразу на место боев. Уехал на фронт и не вернулся еще один брат – 18-летний Иван Матвеевич. Загрустил 83-летний дед Матвей Тарасович Гуляев. В сентябре 41-го достал с чердака домовину, что была изготовлена им еще четверть века назад – так, на всякий случай, отогрел ее последним, осенним солнышком, примерил… А на другой день умер.
Словно предвещали войну и нерадостные события, тяжким бременем забот навалившиеся на хрупкие женские плечи невестки Гуляевых – Веры Федоровны. Еще весной 1941 года заболел супруг Александр Матвеевич. Врачи поставили ему по тем временам страшный диагноз – туберкулез, отправив на лечение в Заводоуковск на курорт, богатый сосновым лесом и лечебным хвойным воздухом…
Как и по всей стране, место ушедших на фронт мужчин занимали женщины и дети. Вера Федоровна Гуляева пошла работать на военный завод N 762 (ныне станкостроительный). Там же трудилась вместе со своими сверстниками крестница Александра Матвеевича, ученица 7-го класса Маргарита Рычкова. Вот как она вспоминает то трудное время:
– Мы, дети, наравне со взрослыми, убирали старые станки и ставили новые для изготовления военной продукции. В кратчайший срок были подготовлены цеха… Рядом со станком отдохнем 3-4 часа, и снова за работу. Каждый из нас имел по несколько специальностей, чтобы в любое время можно было заменить заболевшего или ушедшего на фронт товарища. Снабжали фронт минами и снарядами. Девизом было: «Все для фронта, все для победы над врагом!»
Вскоре в Тюмень стали прибывать раненые бойцы. В зданиях школ, техникумов и других учреждениях размещались госпитали. Нам, детям, прибавилось работы. Каждый день, по графику, мы посещали тяжелораненых: писали письма домой, кормили… Мои сестры – Нина, Зоя, Галина и Тамара – тоже были рядом с нами. Нина, как самая старшая, была ответственной. Поднимал настроение раненым под общий восторг всего персонала госпиталя 11летний гармонист Юра Гуляев (с его семьей меня с сестрами связывают родственные отношения: родная сестра моего отца – Мария Ефимовна Гуляева (Рычкова) являлась бабушкой Юрия). Он предложил нам, подросткам, идти к раненым бойцам с концертами. Проводить их могли только по выходным, ведь многие из нас в будни работали.
Но, чтобы появиться не с пустыми руками, мы решили сначала выступить во дворе своего микрорайона, а на вырученные деньги принести раненым гостинцы. Как сейчас помню, было написано ученическим почерком объявление, что такого-то числа, в такое-то время состоится концерт. Вход платный. Предлагалось принести кто что сможет: деньги, сахар, конфеты, хлеб, картошку или полено (сестра-хозяйка в госпитале сказала, что очень нужны дрова). Играл на гармошке наш Юра, а мы пели песни, частушки, рассказывали стихи – кто во что горазд.
Юный гармонист стал любимцем раненых. По их просьбе подбирал музыку на новые стихи, услышанные от них. Это были 18 – 20-летние молодые люди, кто без руки, кто без ноги, а некоторые и вовсе как обрубки – без ног и рук. Так было тяжело смотреть на все это…»
Рассказывает о той военной поре и Надежда Ивановна Дудник, мама нынешнего руководителя Тюменского оркестра русских народных инструментов, заслуженного работника культуры РФ Александра Андрюшкина:
– Зима 1942 года выдалась на редкость суровой. Но приближающийся Новый год вселял надежды на праздник, на победу. Труженики одной из тюменских артелей промкооперации подготовили концерт художественной самодеятельности для шефского выезда в деревню Кулаково. Однако он оказался на грани срыва: заболел баянист-аккомпаниатор. Тогда сотрудник нашего предприятия Александр Матвеевич Гуляев вдруг предложил: «Не расстраивайся, давай попробуем моего Юрку. У него на гармошке складно получается, берет все на слух». И морозным вечером мы отправились «выпрашивать» юного музыканта у его мамы. После долгих уговоров 12-летний мальчик был надежно укутан в тулуп и отправлен в свою первую гастрольную поездку. Тот концерт прошел на «бис», огромным успехом пользовался наш юный музыкант. Так, при моем участии, впервые на сельскую сцену вышел будущий народный артист СССР, солист Большого театра Юрий Гуляев.
11 мая 1943 года в семье Гуляевых родился сын Виктор. Не случайно Вера Федоровна и Александр Матвеевич назвали новорожденного этим именем, означавшим «победитель». Малыш стал для них предвестником долгожданной победы над врагом.
А 13-летний Юра отметил двойной праздник: у него появились маленький братишка и баян, о котором он так мечтал…