Мальчишки выросли и снимают кино
Новый четырехсерийный документально-художественный фильм «Севастополь. Испытание войной», что недавно вышел на телеэкраны, в некотором роде связан с Тюменью. Оказалось, что режиссер киноленты Вадим Хапаев и писатель Владислав Крапивин – старинные друзья.
– Мы познакомились тридцать лет назад, – вспоминает Владислав Петрович. – Мне предложили выступить перед четвероклассниками севастопольской школы N 3, я согласился. Там я и встретил двоих мальчишек – Артура Алейникова и Вадика Хапаева. Они вдохновили меня на написание повести «Трое с площади Карронад». Мы как-то сразу подружились. Ребята тогда рассказали мне историю об одном мальчишке, который погиб, пытаясь отогнать малышей от найденного ими снаряда. Таких случаев в Севастополе было много…
Позже Крапивин еще не раз встречался с Вадимом и Артуром. Разговаривали о парусниках и книгах. А потом на много лет связь прервалась.
– Я знаю, что Артур стал врачом, работает в одной из севастопольских больниц. Но отношения с ним утеряны. А с Вадиком мы уже через много лет связались через Интернет.
У этого человека непростая судьба, но он добился всего, о чем мечтал. Стал историком, преподавателем севастопольского филиала МГУ. А еще он снимает документальное кино об истории Севастополя. Как-то он написал мне, что все эти годы у него с собой была моя повесть «Трое с площади Карронад», он перечитывал ее в особо тяжелые моменты.
Что касается нового фильма Хапаева о Севастополе, то Владислав Петрович пока не видел ни одной серии, зато читал сценарий, который прислал ему режиссер.
– Прочел сразу, сценарий захватывающий. Мне понравилось, что съемочная группа откопала массу новых сведений, которые пока нигде не звучали. Знаете, у нас было принято подавать историю обороны Севастополя исключительно как героическую. А ведь и драма была, и трагедия. Например, в фильме, кроме прочего, рассказывается о семье крымских татар, которых после окончания обороны города сразу отправили в ссылку в Среднюю Азию. То есть авторы фильма не умолчали о несправедливостях, которые творились в те дни.
Фильм документально-художественный, то есть актеры в нем все же задействованы. Но съемочная группа постаралась максимально приблизить актерскую игру к реальности. Например, они обошлись без кетчупа и томатного сока, призванного изображать кровь. Кровь в фильме настоящая, они специально ее сдавали.
Выход фильма в преддверии Дня Победы для Крапивина не просто символическое событие.
– Для меня это событие, которое берет за душу. Тем более что Вадим Хапаев с детства пропитан любовью к своему городу, наполнен его историей, а потому плохого фильма снять не мог… А для меня Севастополь и Тюмень – два лучших и самых любимых города. Поэтому я предложил оргкомитету премии имени меня (писатель смеется) пригласить съемочную группу фильма стать участниками конкурса. С Вадиком я пока об этом не говорил, но мне очень хотелось бы эту работу отметить. Такой подарок из Севастополя ко Дню Победы!
***
фото: 1978 год – Вадим Хапаев, Владислав Крапивин и Артур Алейников на крыльце школы N 3 города Севастополь.