«Компов» хватает. Дело за головами
Компьютеризация школьного образования уже давно шагает по стране, но повышает ли она действительно качество образования? Или, купив дорогую технику, школа по-прежнему топчется на месте? На эти и многие другие вопросы, связанные с применением информационных технологий в образовательном процессе, и пытались ответить участники областной научно-практической конференции, организованной для школьных учителей департаментом образования и науки совместно с тюменским институтом развития регионального образования.
Прежде всего, представителям школ города и юга области впервые было продемонстрировано чудо компьютерной техники – интерактивная школьная доска. Она совмещает в себе возможности жидкокристаллического экрана, прикоснувшись к которому специальной указкой, можно активировать компьютерную программу. В то же время новая доска расширяет возможности старой школьной. Только в отличие от привычной «старушки» на интерактивной доске можно чертить и рисовать не только в двухмерном, но и в трехмерном измерении, используя при этом линии всевозможных цветов. Пока такая интерактивная доска в качестве пилотного проекта установлена только в департаменте образования и науки. Но в скором времени, по словам Олега Шора, начальника центра информатизации и автоматизации образования ТОГИРРО, такую доску смогут опробовать у себя еще около ста учебных заведений в области.
Впрочем, по мнению руководителя методической службы издательства «Бином. Лаборатория Знаний» Бориса Сайкова, приглашенного из Москвы в качестве одного из основных докладчиков, Тюмени и так не стоит жаловаться на недостаточную техническую оснащенность, в частности, кабинетов информатики и в целом информационной среды школ. По некоторым параметрам областной центр смотрится даже выигрышней, чем многие московские школы. По крайней мере, не все учебные заведения столицы могут похвастаться, что у них один компьютер на девять человек, а в Тюмени некоторые директора школ считают и такую цифру низкой.
Однако, считает Борис Сайков, много лет проработавший в школе учителем информатики, а потом и заместителем директора по компьютеризации, и знающий тему как с практической, так и с теоретической стороны, проблема эффективного внедрения информационных технологий в образовательный процесс кроется не в недостаточном количестве техники, а в качестве самого преподавания. И даже более того, в непонимании педагогическим коллективом школ, особенно директорским корпусом, зачем вообще нужна школе информатизация. Если учебное заведение, гимназия или лицей много лет на хорошем счету, показывает высокие показатели успеваемости, учителя все сплошь титулованные, из года в год успешно работающие и без такой головной боли, как информационные технологии, то к чему им эта дополнительная и непонятная нагрузка?
Нет пока единства и в «верхах»: ни в рекомендуемых и допущенных учебниках, ни в методических рекомендациях, ни в планах почасовой нагрузки, ни даже в используемых языках программирования. Преподают, например, более объектно-ориентированный, развивающий логическое мышление Visual Basic, а участникам международных и внутрироссийских олимпиад часто нужен более структурированный Паскаль. А в Москве, как ни парадоксально, дошло до того, что в 2007 году информатика вообще была исключена из базового плана преподавания. В результате учителя информатики остались не у дел и вынуждены были вклиниваться в часы предметников. Только в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на информатику стали обращать больше внимания, но – однобоко. Понимая развитие компьютеризации школы только как «нашпигованность» классов техникой. При этом, говорит Сайков, само по себе от этой оснащенности эффекта мало, не больше 10%. Необходимо комплексное решение проблем информатизации образования на всех ступенях обучения. Если вводить этот предмет только в десятом классе, да и то раз в неделю, то от эффекта и вовсе ничего не останется. Лаборатория знаний «Бинома», в частности, предлагает учителям принципиально новый, инновационный учебно-методический комплекс непрерывного информационного образования, который включает в себя различные базовые и профильные уровни для разных классов. Для малышей в комплект учебников входят, например, анимационные игры, для ребят постарше – занимательные и логические задачи. Главное – не долбить термины, а учить детей творческому мышлению и ответственности.
Кстати, на конференции рассказывалось, что в нескольких московских школах были созданы специальные школьные компьютерные бригады для оперативного обслуживания уже имеющейся техники. Ведь поставить «машины», пусть даже новые, это еще полбеды, надо их обслуживать, а у многих учителей перед этой техникой существует нешуточный психологический барьер: «А вдруг я там что-нибудь сломаю?» Школьные компьютерные бригады существуют в Москве в качестве школьных факультативов. С одной стороны, они приносят и школе неоценимую пользу и самим ребятам позволяют «выпустить пар», реализовать полученные знания на практике, здесь и сейчас. И худшим наказанием даже для самых трудных подростков в таких коллективах считается временное отлучение от работы на компьютере. К тому же, ликвидация постоянно возникающих мелких погрешностей и отключений была бы чрезвычайно скучной для высококлассного системщика или программиста. Услуги таких спецов, безусловно, необходимы школе, но часто наталкиваются на одну проблему – в оплате их труда. Вот в промежутках между работой асов и могут действовать школьные компьютерные бригады.
Информатика, по мнению Сайкова, вообще должна занять в образовательном процессе принципиально другое место. Она – надпредметная наука, ее нельзя преподавать по чуть-чуть. Она не должна быть заложницей вкусов и настроений руководства школы. И за минимальную единицу школьной информатизации давно надо принимать не отдельный предмет или кабинет для «галочки», а школу в целом. И если компьютер в школе перестал быть роскошью, то надо сделать следующий шаг – чтоб он стал настоящим, действенным инструментом познания многообразия и глубины окружающего мира. Всего ведь действительно не прочтешь и не узнаешь, школа должна научить учиться, доходить до всего своим умом. Иного, поверхностного, подхода дети, по мнению Бориса Сайкова, нам не простят.
***
фото: компьютер есть, что дальше?