Слова любви немой
3 и 4 мая в Тюмени состоялась премьера спектакля-сурдодрамы «Сонеты» по мотивам произведений Уильяма Шекспира. Спектаклей подобного жанра в Тюмени еще не было. Впрочем, как утверждают его авторы, режиссер-постановщик тюменского экспериментального шекспировского театра Алексей Ушаков и хореограф Наталья Шурганова такие постановки вообще редкость на российской сцене. Хотя в Москве уже много лет успешно работает над сурдоверсиями известных произведений, в том числе и Шекспира, театр мимики и жеста.
Однако тюменский проект вышел за рамки привычной трактовки спектаклей для слабослышаших и глухих зрителей. Во-первых, труппа экспериментального шекспировского тетра сознательно ушла от узкоцелевой направленности спектакля. Происходящее на сцене было всего лишь адаптировано для зрителей со сниженным слухом, основное же восприятие действия рассчитано на слышаших зрителей. Во-вторых, постановщики применили особый ход: чтобы расширить диапазон восприятия звуковых колебаний для людей с ограниченными возможностями, установили в зале специальные устройства – резонаторы, которые несли дополнительную тактильноволновую информацию о происходящем на сцене для зрителей, которые, увы, ничего не слышат…
Идея такой необычной трактовки сонетов Шекспира родилась, говорит Алексей Ушаков, случайно, как это обычно бывает, «в спорах на кухне». Родилась из простого посыла: как сложно людям, даже любящим, услышать и понять друг друга, как непросто порой «достучаться» даже до близкого человека. Из этой человеческой «глухоты» и родилась идея сурдодрамы. Об этой «любовной глухоте» и «беззвучии», о любви как «безмолвном ходатае» говорится и в самих сонетах Шекспира. Особенно в сонетах 23, 112, 141, которые и положены в основу спектакля: «Так я молчу, не зная, что сказать, не оттого, что сердце охладело. Нет, на мои уста кладет печать любовь, которой нет предела». Или: «Мой слух твоя не услаждала речь». Или: «Я слышу сердце друга моего, а все кругом беззвучно и мертво».
Авторы спектакля вполне обоснованно выпустили его в свет под грифом «Детям до 16 лет не рекомендуется». И не потому, что дети до этого возраста могут увидеть на сцене что-то, чего еще не видели в кино. Нет, мотивация была совсем другая. Это хитросплетение страстей и судеб, человеческих драм и трагедий, выраженное без слов, на одном лишь порыве чувств и языком пластики тела, все-таки очень сложно для восприятия подростками. Часто им интересна лишь поверхностная «картинка» происходящего. Вникнуть в суть, в глубь непростых и неоднозначных взаимоотношений мужчины и женщины они еще не могут и в силу возраста, и скромного жизненного опыта. А постановка «Сонетов» рассчитана на думающего зрителя. Того, кто готов за поверхностью видеть глубину.
Сложное пластическое и хореографическое решение общих мизансцен и сольных танцев главных героев делало сюжет более напряженным и зрелищным. Авторы, похоже, и не пытались сгладить «острые углы» человеческих отношений, не пытались сделать до банального понятным хитросплетение судеб или скрасить жесткую междоусобную войну добра и зла, любви и ненависти. Скорее, они подчеркивали существующие контрасты. Обуреваемые страстями главные герои, как и все прочие представители рода человеческого, выходили на сцену исключительно в черном. Лишь иногда они срывали с себя черные одежды и «всяческие маски», становясь беззащитными и уязвимыми как перед ударами судьбы, так и перед предательством друг друга. И все эти «душераздирающие драмы» происходили на фоне светлых художественных ликов, составляющих основу оформления сценического пространства. А когда страсти накалялись до предела, декорации заливал демонический красный свет, который «видеть невтерпеж».
Но все-таки не кровавый акцент был последней точкой спектакля, а светлые образы прекрасного, их много, они разные, и, может быть, именно они и составляют правду жизни. Плохое забывается, а истинно человеческие творения, в том числе и женские лики, написанные художниками разных эпох, переживают века.
***
фото: исполнители главных ролей; Наталья Шурганова, Константин Коркунов и Юрий Нагорничный.