Смотрителя не пощадили…
Тюменская городская Дума 100 лет назад
28 апреля 1908 года состоялось очередное, 19-е заседание Тюменской городской Думы. Среди прочих был представлен доклад городской управы «о недостатке сумм, собранных бывшим смотрителем базарной площади С.И. Текутьевым».
Бывший смотритель обратился с ходатайством в управу о снятии с него начета (неутвержденного расхода, подлежащего возмещению) «по не сдаче собранных с торгующих на базарной площади сумм». При проверке ревизионной комиссией была обнаружена недостача за 1906 год в размере 132 руб. 40 коп. В 1907-м – то же самое, причем потери составили уже 912 руб. 24 коп.
Городская Управа посчитала необходимым объяснить гласным суть происходящего. Должность смотрителя базарной площади требовала усиленной деятельности ежедневно, а не только в базарные дни. В 1990-м на эту должность пригласили С.И. Текутьева. Жалованье ему было предложено очень скромное – сначала 35 рублей в месяц, а впоследствии 40 рублей. Управа понимала, что такая тяжелая и ответственная работа должна оплачиваться несравненно выше. Потому с нынешнего смотрителя сняли большую часть обязанностей, выполнявшихся его предшественником.
В продолжение своей восьмилетней службы Текутьев немало потрудился для пользы Тюмени. Собрал значительную сумму в городской доход – 40 тысяч рублей. Работал за двоих. Образ жизни вел весьма скромный, отличался трудолюбием, трезвостью, усердием. Управа не могла обвинить его в умышленной растрате. Такой человек не мог присвоить деньги, собираемые для городской казны. Для уменьшения начета Текутьев продал все, что имел. Продав лошадь, он внес 100 рублей и остался без всяких средств, обремененный семьей.
При таких обстоятельствах «возбуждение против него ответственности довершило бы гибель человека, и без того уже нравственно потрясенного своим несчастьем». Городская Управа «полагала бы сделанный на бывшего смотрителя базарной площади С.И. Текутьева начет сложить».
Однако гласные были неумолимы. Собрание Думы постановило: предъявить господину Текутьеву гражданский иск.
Затем Дума заслушала протокол комиссии по наблюдению за городскими школами. Удовлетворила ходатайство брандмейстера городской пожарной команды о приобретении выдвижной лестницы (не менее 15 аршин), крайне необходимой при тушении пожаров. Кроме того, брандмейстер просил об увеличении пожарной команды на одного человека для исполнения обязанностей верхового, предупреждающего обывателей при проезде команды на место пожара. Это решение также было удовлетворено.
В заключение управа подняла вопрос об увеличении платы за проезд по наплавному мосту через Туру и разводку его для прохождения судов и плотов. Прежние расценки были утверждены министром внутренних дел еще в 1902 году. За развод моста для пропуска лесных плотов сумма составляла 30 копеек, для пароходов и больших судов она возрастала до 1 рубля.
Эти платежи оказались недостаточными для покрытия расходов. Получая за пропуск парохода рубль, город для каждой разводки затрачивал 6 рублей. На обслуживании моста работали 12 рабочих (четверо при открытии и закрытии ворот моста и восемь около ворота), кроме того, на разводку ставилось три пары пожарных лошадей, работа которых оценивалась в 3 рубля.
Городская Управа, внимательно изучив вопрос, предложила возбудить ходатайство о повышении платы для пропуска пароходов и больших судов до 10 рублей, малых судов – до 3 рублей, а лесных плотов – до 1 рубля 50 копеек. Собрание Думы согласилось с предложенными расценками и одобрило подготовку соответствующего ходатайства министру внутренних дел.
Н.Л. Галян, главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области