«Запрещенные солдаты» – читать разрешается!
Только что вышел в свет очередной том книги «Запрещенные солдаты». Он – третий по порядку. А точнее – вторая часть второго тома. Теперь можно объяснить, почему сложилась такая непростая ситуация. Может быть, не все знают, что возможности работать с фильтрационными делами бывших военнопленных пришлось долго добиваться. Дела эти в сентябре 1991 года были переданы по указу президента Ельцина из архива тюменского управления КГБ в партийный архив. Но оставались засекреченными. И первые обращения будущих авторов книги «Запрещенные солдаты» натыкались на безоговорочный отказ. Было непонятно: кто в 2005 году хозяин этого фонда, кто должен снять гриф «секретно» с бумаг, которые никто не раскрывал с пятидесятых годов?
В ФСБ отвечали, что бумаги переданы в архив, там и должны решать-разрешать. Архив традиционно робел. Авторы-инициаторы ходили по кругу вместе со своими запросами. Пока администрация области не взяла ответственность на себя. Так вышел первый том – выборка из пяти тысяч фильтрационных дел тех, чьи фамилии начинаются с «А» до «К». А потом откуда-то повело холодком, мол, все разрешенное опять будет секретным. И чтобы при любых условиях придать будущей книге вид законченного исследования, решили в следующий выпуск поместить дела с «Л» до «Я». Сколько войдет.
Вошло 1204 дела, плюс документы, выписки, цитаты из допросных листов, справок, «агентурных сообщений». Но страхи оказались напрасными. И в книжке с порядковым номером 3 поместились еще 1202 дела. Тоже от «Л» до «Я» из второй части массива документов, пронумерованных, видимо, в порядке поступления. То есть в совершеннейшем беспорядке. Как они приходили в Тюмень из разных советских ведомств, которые занимались военнопленными, так их и регистрировали.
Между тем все три книжки неодинаковы. В первой, где о каждом пленном содержится самый минимум информации, уместили 2058 персоналий. На представлении первого тома, кажется, Алексей Носиков спросил: а что стало с освобожденными из плена потом? Пришлось отвечать, но уже во втором томе. Где и когда прошли фильтрацию, куда направлены «на восстановление народного хозяйства», когда вернулись домой (если вернулись). Появилась возможность сосредоточиться на отдельных судьбах.
В третьем томе мы уже сами усложнили задачу – захотелось показать, какова была мобилизованная в срочном порядке армия, например, хотя бы по образованию? Выяснилось, что в целом томе (512 стр.) из наших «фигурантов» наберется едва ли десять человек с высшим образованием. Может быть, те, у кого высшее, в плен не попадали?
Кроме того, в третьей книге опубликовали в два раза больше уникальных документов, чем во второй, – 259 против 131.
Итак, новый том «Запрещенных солдат» попрощался со своими создателями и отправился к читателям. По традиции, первыми стали журналисты, пришедшие на презентацию 4 мая.
Потом ровно половину тиража, как и раньше, получат библиотеки – массовые, школьные, университетские. И ветеранские организации.
Мы уже привыкли, что «Запрещенные солдаты», единственная подобная книга в нашей стране, воспринимается неоднозначно. От полного «за» до стопроцентного «против». У каждого поколения – свое восприятие прошлого. Тем более, такого тяжелого прошлого, как большая война. Наверное, когда о войне будут писать следующие поколения, для которых уже точно не останется закрытых архивов и засекреченных документов, они напишут свои книги. И, наверное, будут правы.
По крайней мере, на страницах этого тома вы можете найти точку зрения авторов: «… у давно прошедшей войны было много правд, каждая из них имеет право на существование».
***
фото: первый читатель (Ирина Пермякова, газета «Вслух о главном»).