Россия и небоскребы
Окончание. Начало в NN за 21-22 марта и 25 апреля Вернемся в Тюмень?Вернемся в Тюмень? Вернемся в Тюмень? В Тюмени архитекторы, строители власти, тоже охвачены «небоскребным зудом» и тоже хотят «сделать себе имя». Весь 2007 год в разных газетах обсуждался вопрос строительства небоскребов.
Началось все с вопросов, заданных 17 февраля 2007 г. в редакции «Тюменского курьера» С. Сметанюку – тогда главе администрации города: «Нужны ли небоскребы Тюмени? Нужны ли здесь30-40-50-этажные дома? Какая высота домов оптимальна для Тюмени?»
С. Сметанюк ответил: «Нужно соблюсти строгую пропозицию между исторической Тюменью и находками современного дизайна. Ориентироваться только на высотный или… малоэтажный город, на мой взгляд, несерьезно». Ответ классический: и нашим – и вашим, а я – в стороне.
Через 10 дней газета «Караван-медиа» сообщила, что «главе города С. Сметанюку был представлен эскизный проект общественно-жилого комплекса в районе д. Ожогино… Архитектурной доминантой станет башня 22этажной гостиницы…» (22.02.07).
Это уже серьезный небоскреб. В последующие месяцы появились новые сообщения о проектах небоскребов.
«В Тюмени предусмотрено возведение высотных зданий. На заседании координационного совета принято решение о строительстве высотного офисного центра в квартале улиц Сакко–Первомайская–Советская в 26 этажей. У рыночной площади рядом с корпусом Арбитражного суда появится «свечка» в 35 этажей. Многоэтажные строения вырастут в заречной части города при возведении объектов технополиса» («Тюменская область сегодня, 28.04.07»). «Тюменские известия» (29.03.07) в статье «Небоскреб для Тюмени?» сообщают, что екатеринбургская фирма «Инвадом», которая реконструировала продовольственный рынок «Центральный» и разрабатывала проект одноименного вещевого рынка, присмотрела площадь Единства и Согласия и предложила властям Тюмени свою архитектурную концепцию. Суть ее: построить на этом месте 35-этажное здание. Генеральный директор фирмы Н. Диордиев уверен: «Если проект осуществится, то следом за этой высоткой в Тюмени появятся новые небоскребы».
Почти одновременно в середине августа «Тюменские известия», «Сибирский посад» и «Караван-медиа» сообщили, что, пока уральцы планируют, тюменцы уже строят небоскреб между улицами Профсоюзной и Северной с выходом на улицу Республики. ООО «ТУАНН» возводит 26-этажное здание высотой 118 метров! Причем это не что-то замухрышистое, а точная копия уже построенного в 1997 г. офисного здания в США, в каком-то городе штата Флорида. Оно в 1998 г. признано лучшим в мире офисным зданием! (Тюменский экземпляр уже изрядно подрос за год). Вроде бы для этого долговяза даже имя придумали – «Петр Великий». Оригинально! В России что высотное ни строят, называют именно так. В 1994 г. в Питере собирались построить дом-башню с таким же названием, и общественность едва отбилась от назойливых проектировщиков с их домом и названием. Неужели в России и Тюмени нет более высокой фигуры, чем Петр? У нас, к примеру, С. Собянин был далеко не карлик.
Эскизный проект возведения 25-этажного офисного корпуса на месте бывшей гостиницы «Турист» (ул. Республики, 162) составили сотрудники НТиПИ транспортной инфраструктуры (есть теперь такой в Тюмени на ул. Советской). Уже партнер-престиж поставил половину 25-этажного дома на болотной пойме Туры на пересечении пр. Заречный и ул. Муравленко.
Очевидно, тюменские дельцы тоже заболели «синдромом Машеньки», хотят высоко сидеть, далеко из высотных офисов смотреть и выйти в очень большие люди.
Югра «может позволить себе»
Однако действительно сногсшибательные новости пришли во второй половине 2007 г. из Ханты-Мансийска. Одни заголовки газет чего стоят: «Александр Филиппенко: «Я был не прав!» – 17.08; «Небоскребу «Югра» нашли консультанта» – 28.07; «Александр Филиппенко: Югра воплотит в жизнь любую мечту» – 31.10; «Югра взметнется в небо» – 02.11. Суть дела в том, что в г. ХантыМансийске «намечено построить новое грандиозное здание высотой 280 (!!!) метров, в котором на 56-ти этажах разместятся офисы, гостиницы, торгово-развлекательные комплексы и элитные квартиры». Интересно, кто будет самой-самой высотной северной Машенькой? Какой ее ждет деловой успех?..
И построят небоскреб, названный «Югрой», «практически на вершине самой высокой горы Югорской столицы». Это поднимет небоскреб еще метров на 100 над уровнем воды в р. Иртыше. 280-метровый «Кристалл» (помоему, больше похожий на вычурный штык) спроектировал англичанин сэр Норманн Фостер, архитектор-новатор с мировым именем. А еще небоскреб пониже под гостинично-деловой центр спроектировал голландский тоже архитектор-новатор Эрик Ван Эгераат. «Эти амбициозные и не имеющие мировых аналогов сооружения планируется построить за счет инвестиций в ближайшие годы», – писали «Тюменские известия». Это означает, что кто-то даст деньги взаймы на длительный срок (в этом смысл слова «инвестиции»), но их надо будет вернуть. Где «кует» деньги Югра? От продажи нефти и газа, вернее налогов на продажу этих ископаемых, которые принадлежат всему народу Югры. Значит, руководство Югры удовлетворяет свои амбиции за счет всего округа? Ладно ли это с точки зрения этики?
И нет в этих проектах никакой социальной значимости, социального смысла и заказа. Никто не задает сакраментального вопроса: зачем? Нужно ли это региону и городу Ханты-Мансийску? Обычные амбиции. Председатель Совета директоров компании, подрядившейся строить «Югру» (Ш. Чигиринский), это подтвердил, сказав: «Регион, добывающий 7,5% мировой добычи нефти – в три раза больше Абу-Даби – вполне может позволить себе такую башню» (выделено мной – А.И.). Что значит «регион может позволить себе башню»? Это значит, что Россия и в т.ч. Югра заболела небоскребной болезнью и амбициями: что хотим, то и делаем. «Мы хотим себе позволить башню», будто это – скажем, шубу купить медвежью или из шкуры какого-либо суперэкзотического зверя. Где много амбиций, там нет здравого смысла. Я так полагаю.
«Небоскреб докажет, что Север – это не сплошные болота», – писали «Тюменские известия». Странная логика, вернее – никакой логики. Небоскреб не способен это доказать. Он показывает совсем другое: что строители хотят «сделать себе имя», что окружные власти хотят позволить себе. Мир уже переболел небоскребной болезнью, а Тюменская область только начинает.
«Небоскребная» амбициозная болезнь поразила даже такого человека, как губернатор Югры А. Филиппенко, которого я уважаю и про себя считаю одним из самых здравомыслящих политиков области. На презентации «небоскребных проектов» в ХантыМансийске в середине августа 2007 г. он публично покаялся, что лет 10-15 назад считал, будто выше пяти этажей в столице Югры строить совсем не надо: «Жизнь и новые технологии изменили мое мнение. Да, в Ханты-Мансийске можно и нужно строить высотные дома» («Тюменские известия», 17.08.07). Амбициозная болезнь – хуже заразы. Интересно, что захочет «позволить себе» губернатор Ямала? Он ведь тоже, наверное, имеет амбиции? Помоему, что за руководитель региона без амбиций? Он обязан их иметь! Но – здоровые.
Интересно, неужели в славной Югре, то бишь в Ханты-Мансийском автономном округе, решены все проблемы с жильем, дорогами, здоровьем и образованием народа, что остались еще деньги, на которые «можно себе позволить» супердорогие сооружения, которые еще неизвестно как поведут себя в явно не тропическом климате Югры? Ну, попробовали сначала соорудить дом этажей в двадцать. Кстати, каково живется нижневартовцам в их 16-этажных домах?
И как-то легко, я бы даже сказал, «легкомысленно» пишут журналисты, что стройка будет «за счет инвестиций». Как будто это даром. Наоборот, всегда лучше строить за счет своего кошелька, а инвестиции – это финансовый хомут на шею не одного А. Филиппенко, а всего округа на многие годы. Филиппенко уйдет на пенсию, а долги по инвестициям еще долго будут платить его преемники.
Конечно, давно известно – «красиво жить не запретишь». Однако перед тем, как решить окончательно – строить или не строить небоскреб, надо хорошо подумать над вопросом: зачем?
Последние сведения о небоскребостроении
В 2007 г. полностью или частично введены в эксплуатацию небоскребы:
1. Дубай, ОАЭ. 72 этажа, высота 333 м. Гостиница.
2. Нью-Йорк, США. 52 этажа, высота 319 м. Офисные здания.
3. Гуано. Китай. 62 этажа, высота 269 м. Офисные здания.
4. Москва. Россия. 59 этажей, высота 268 м. Офисные здания.
5. Гонконг. Китай. 64 этажа, высота 261 м. Гостиница, жилые помещения.
6. Манама. Бахрейн. 57 этажей, высота 260 м. Офисные здания.
7. Дубай. ОАЭ. 63 этажа, высота 254 м. Гостиница, жилые помещения.
8. Пекин. Китай. 63 этажа, высота 250 м. Гостиница, жилые помещения.
9. Токио. Япония. 54 этажа, высота 248 м. Гостиница, офисы.
Эти сведения взяты из газеты «Квартирный вопрос» N 7 (Тюмень).
Все небоскребы построены в тропиках и субтропиках, и только один – в холодной зоне Земли – в Москве. На широте Ханты-Мансийска небоскребов еще не строил никто. Петербург только собирается, но он на 110 км южнее, да и климат там совсем не Югорский.
Эпилог
Такова, господа читатели, история небоскребостроения в Тюмени и окрестных городах. Вы уже поняли, что я, автор, против небоскребизации Тюмени. Если отцы города хотят через 40 лет видеть Тюмень городом-миллионником, то застроив ее домами в 9-12 этажей можно будет на современной городской территории свободно поселить 4-5 миллионов тюменцев. Ведь современная территория Тюмени равна 639 кв. км, а Москва – 1000 кв. км. Однако в Москве живет 10 млн. человек, а у нас – всего 580 тысяч.